пятница, 11 октября 2019 г.

Шолом-Алейхем "Доктора"

перевод с идиш
оригинал: pdf
צו אלינא

- Вы не знаете, уважаемый, где здесь живет доктор Файнфинкелькройт?
- А? Как это вы его назвали? Файнфинфайн...
- Файнфинкелькройт.
- Файнфинкелькройт? Так вы говорите, Файнфинкелькройт... Какое-то знакомое имя. Что же, вам так-таки обязательно к нему нужно, непременно? Может, подойдет другой доктор? У нас, чтоб не сглазили, этого добра достаточно. Вот тут напротив тоже живет доктор, точнее два доктора, один настоящий, а другой зубной доктор. А рядом, в третьем доме, вот там, живет еще доктор, очень хороший доктор, и хотя еще совсем молодой, только что с фабрики, но уже у него есть приличная практика. У нас тут у всех докторов хорошие практики. Ибо все же болеют, вы меня понимаете, чтоб не сглазили... Как это, вы говорите, его зовут, этого вашего доктора? Финфайнфин...
- Файнфинкелькройт. Мне надо к нему не насчет себя...
- По-поводу вашей жены? Тогда идите прямо туда - видите? Там живет женский доктор. То есть доктор-акушер. Как говорят, доктор - эксперт. И только по своему любимому недугу. Как люди говорят, специалист. Сегодня везде повелось такое, что для каждой специальности нужен особенный доктор. Для живота - доктор, для легких и печени - доктор, для глаз - доктор, для нервов - доктор, для детей - доктор... Лечение сегодня, как мы сейчас лечимся, - это не то, что было раньше. Раньше мы знали процедуры, рецепты, пилюли, порошки, горькие травы. Сегодня в моде машины, которые трут, массируют, купают, простые ванны - сами врачи стали купальщиками, и могу предположить, что сегодня это лучший гешефт... По какой специальности он, этот доктор о котором вы спрашиваете? Кто он? Еврей?
- Еврей. Кто же еще? Гой? Вы же слышали его имя... Файнфинкелькройт...
- Файнфинкелькройт, вы сказали? Ну да, разумеется еврей. Раз Файнфинкелькройт, значит еврей. У нас в основном еврейские доктора. Хотя еврей, собственно, предпочитает доктора-гоя. Еврей предпочитает и адвоката-гоя, и лавочника-гоя и учителя-гоя. Евреи сильно увлеклись гоями. Как это вы сказали зовут его, вашего доктора? Файфер?
- Не Файфер, а Файнфинкелькройт. Мне нужно к нему по другому поводу...
- Ага! По-поводу призыва, вероятно. За справкой? Я уже понял. Что? Нет? Тогда может, по-поводу шидуха? Ага, я угадал? Послушай! Что же тогда? Если не лечиться, не для жены, не из-за призыва, тогда точно шидух. Если так, вам нужно... Как же его там... На тысячу капорес! Я бы вам посоветовал намного лучшего доктора. Все зависит от того, чем вы располагаете. Сколько можете дать приданного? Ибо обычно чем больше практика, тем больше приданное. И даже совсем если без практики, вам все равно придется платить, ибо в наше время если он - студент, который только еще в университете, вам его меньше чем за пять-шесть тысяч карбованцев не купить. Сегодня, особенно если он уже готовый доктор, то желает быть шмате-шебашмате. Скажите мне точно, сколько вы собираетесь дать?
- Я понятия не имею. Вы сильно заблуждаетесь...
- Зачем вам быть в проигрыше? Слушайте, что я вам говорю. Если можете хорошо заплатить, то он того стоит. Это же уже один раз доктор. Профессор! Он по всему: и по животу, и по нервам, и по зубам, и по детям, и по операциям, и женщины от него в полном восторге, ибо он таки красивый молодой человек, вы меня понимаете, высокий, настоящий мужчина. И к тому же он еще и сионист. А морда у него - пламя огня! Как люди говорят - цацка-доктор!
- Нет! Я же вам сказал, что мне нужно совсем не...
- А? Что вы говорите! Что вы мне рассказываете майсы? Видите вот там белый забор?
- Ну? Там живет Файнфинкелькройт?
Там живет не Файнфинкелькройт, там живет Меир Толочинов. Богатый человек. Когда-то он был большим великим и ужасным бедняком. А сейчас, пусть обойдут беды стороной, - о нас обоих будет сказано, есть у него дочь, страшная как смерть. Но, бог помог, не без этого, и смазав ей лицо десятью-пятнадцатью тысячами карбованцев, он позволил себе взять ей жениха-доктора аж из самого Киева. То есть сейчас он из Киева, а сам он вообще-то умчанин из Умани...
- Из-за чего вы мне это рассказываете?
- Из-за того, что вы спросили за...
- За доктора Файнфинкелькройта? Я спросил за него не потому, что мне нужно с ним делать шидух, а потому что доктор Файнфинкелькройт...
- Так могли бы сразу сказать! Я-то подумал, что здесь речь идет о шидухе! Слушайте же сюда, если дело в этом, то я вам скажу на ухо. Есть у меня специалист - только что с иголки, недавно открыл кабинет... Он захапал несколько тысяч в наследство, поразмыслил немного, и все деньги вложил в машину. Сам за ней ездил за границу. Из-за этого у него еще нет практики, но мне нужно столько же заботится, чтобы наступил шаббес, сколько о его практике! Не беспокойтесь, у него будет лучшая практика, вот посмотрите, ибо у докторов, которые лечат такие болезни, самые лучшие практики. Специалисты! Глянь, что это вы бросились куда-то? Куда вы уходите? Постойте! Мы еще не закончили! У меня еще есть пара докторов...
- Но ради бога! Оставьте меня в покое с вашими докторами! Что вы прицепились? Мне не нужно к доктору, ни для призыва, ни для шидуха и мне не нужен специалист. Я не более чем приказчик. Мне нужно к доктору Файнфинкелькройту совсем для другого: нам от него причитается за дрова за всю зиму...
- За дрова?!... Все ужасные кошмары! Посмотрите! Напал на абсолютно незнакомого человека и крутит ему сподик: Файнфинкелькройт! А может у кого-то нет времени? Может кто-то спешит заработать карбованец до наступления шаббеса? Я почти догадался, слышите, что вы дровяной человек, бог должно быть так осчастливил меня на старости лет. Вот дубовые люди! Тьфу!



Слова, оставленные без перевода:
шидух - сватовство
капорес - петух или курица, используемая для одноименного обряда
цацка - игрушка
майсе - история
шмате-шебашмате - что-то вроде "в ажуре"
шаббес - суббота
сподик - высокая меховая шапка польских хасидов

Комментариев нет:

Отправить комментарий