среда, 18 августа 2010 г.

Быт. 5:3, постбиблейские рефлексии

Адам жил сто тридцать лет и родил по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.

Комментаторам с древних времен не давал покоя вопрос - а что же было в течение этих 130 лет между Адамом и Евой? Иудейская традиция выработала два подхода к этому вопросу. Согласно первому, "все эти годы, когда Адам находился в изгнании, он порождал духов, демонов и демониц, ибо сказано, "и Адам жил 130 лет и родил сына по своему подобию, по своему образу", из чего следует, что до сего времени он не рожал по своему образу" (р. Иеремия бен Эльазар, b.Erub 18b). Второй подход предполагает, что "Адам был великим праведником. Когда он увидел, что из-за него появилась смерть, он провел 130 лет в посте, отстранившись от связей с женой" (Р. Меир, там же). Раввинам удалось объединить эти две противоречащие друг другу традиции - Адам действительно рожал все это время демонов, но не от связей с Евой, а при случайном излиянии семени.

Развил эту мысль в X в. н.э. рав Шерира, глава Ешивы (иудейской академии) в Пумбедите, там где "верблюдов проводят через игольное ушко"(b.Bab.Metz. 38b): "Бог (слава Ему), проклял Адама и наложил на него знак, такой что его дети были непохожи на него, как у женщин, которые рожают странные создания, о которых упоминали наши раввины... И пока первый человек был под проклятием, он рожал только странные создания, похожие на шед-демонов и лил-демонов по уродству как спереди, так и сзади. Как дух самого Адама был злым духом, пока тот ходил под проклятием, так и происходящие от него духи были злыми духами. Подобно этому есть человеческая привычка называть демонами людей уродливой внешности или злого характера. Но когда Бог (слава Ему) соизволил убрать проклятие с первого человека, он стал рожать похожих на себя детей с добрым характером. Это и имеется в виду, когда говорится " родил по подобию своему по образу своему".

"Странные создания, о которых упоминали наши раввины" - здесь рав Шерира говорит о Талмуде, трактате Нидда (b. Nid. 24b), где речь идет о ритуальной нечистоте женщин, вызванной менструацией или родами. Согласно закону Торы, после родов женщина "нечиста" некоторое время. Однако, как быть в случае выкидыша? Раввины учат, что все завитит от формы плода. Если плод бесформенный, то женщина не становится ритуально нечистой, потому что такой плод ребенком не считается. А "если плод имеет форму Лилит, то его мать нечиста по причине родов, ибо это ребенок, хоть и с крыльями."

Оказывается, идея о том, что результатом проклятия может быть рождение монстров, имеет очень древнее происхождение. Согласно Эсину, в войне против киррейцев в 590 г. до н.э. делфийцы поклялись, что "ежели кто нарушит запрет, будь то город, народ или человек, то да будет он отлучен от Аполлона, и Артемиды, и Латоны, и Афины Промыслительницы»; и далее, чтобы земля им не давала урожая, а скотина приплода, а жены чтобы рождали уродов вместо детей, похожих на родителей, и чтобы на войне, в суде и в совете им терпеть лишь неудачи, и чтобы сгинули вконец и сами они, и домы их, и роды их". (Эсхин. Против Ктесифонта о венке 110-111)

В каббале (иудейском эзотерическом учении) получила развитие идея о том, что случайное излияние семени Адама приводило к рождению демонов. Считается, что излияние семени в положенное место приводит к зарождению человеческих душ. Даже если женщина не забеременела, все равно рождается душа. Это душа прозелита, человека, который примет иудейскую веру, такого как Авраам или Сара, ибо сказано о них: "души, которые они сделали" (Быт. 12:5). Когда же семя изливается в результате мастурбации, то рождаются злые духи, демоны и лилийос (ночные демоницы).

Совершенно другой подход к экзегезе Быт. 5:3 демонстрирует автор Таргума псевдо-Ионатана, расширенного перевода Еврейской Библии на арамейский язык. Вопрос, который он ставит перед собой, не связан с тем, чем занимался Адам 130 лет. Его больше интересует загадочное "по образу, по подобию". Вот что он пишет: "и жил Адам 130 лет и родил Сифа, который был как его образ и как его подобие, потому что до этого Ева родила Каина, который был не от него, и который убил Авеля." Текст, выделенный курсивом - это не перевод древнееврейского оригинала, а собственное добавление автора Таргума. Цель этой вставки - объяснить значение выражения "по образу, по подобию". До Сифа у Адама было два сына - Каин и Авель. По мнению автора Таргума, Авель был от Адама, а Каин - нет. Фраза "по образу, по подобию" по мнению автора Таргума, стоит в древнееврейском тексте для того, чтобы показать, что Сиф, как и Авель, рожден от Адама. А от кого же, если не от Адама был первый сын Евы? От ангела Саммаэля, считает автор Таргума, и пишет в Быт. 4:1: "И Адам знал, что Ева, его жена зачала от ангела Саммаэля, и потом она забеременела и родила Каина, и он был как те, что вверху, а не те, что внизу." Традиция получила развитие в раввинистическом произведении 7-8 вв н.э. "Пирке де рабби Елиезер": "Саммаэль приехал к Еве верхом на змее, и она забеременела. Потом Адам к ней пришел, и она зачала Авеля, как сказано: и Адам знал Еву, свою жену (Быт. 4:1). Что значит знал? Он (Адам) знал, что она забеременела. И она (Ева) видела, что его (Каина) подобие - это не подобие людей, а подобие богов. И она пророчествовала и сказала: я получила человека с богом (Быт. 4:1)."

5 комментариев:

  1. >А "если плод имеет форму Лилит, то его мать нечиста по причине родов, ибо это ребенок, хоть и с крыльями."

    Как понять "плод имеет форму Лилит"?

    ОтветитьУдалить
  2. Дословно, דמות לילית, "подобие Лилит". Лилит - это демон женского рода с крыльями, см. статью Лилит. Здесь речь идет о случае, когда плод (результат выкидыша) имеет нормальную человеческую форму, но с крыльями. Дальше в трактате говорится, что однажды такой случай произошел в городе Семуниге в Нижней Галилее, и мудрецы были озадачены вопросом - должна ли женщина находиться в состоянии ритульной нечистоты, или нет.

    ОтветитьУдалить
  3. По всей вероятности Гоголь писал традицию евреев! На диканьки!

    ОтветитьУдалить
  4. Я не думаю, что образ черта, вступающего в интимную связь с Солохой заимствован к Гоголем непосредственно из иудейских источников. Сюжет о связи женщины (ведьмы) с чертом пришел к нам из средневековой Европы вместе с прозападными петровскими реформами в конце 17 века. А там он был разработан где-то в 15 веке, см. Молот Ведьм.

    ОтветитьУдалить