среда, 23 июня 2010 г.

Мессия сын Иосифа и происхождение христианства

Недавний всплеск средств массовой информации по поводу текста на камне, названного "Видением Гавриила" пробудил интерес к обсуждению возможной взаимосвязи между альтернативной мессианской традицией "мессия сын Иосифа" и возникновением христианства. Перепись Квириния, византийская мозаика, ок. 1315 г. Галилейское происхождение Иисуса противоречит мессианским ожиданиям иудеев и ранних христиан. Евангелия по-разному решают это противоречие: Матфей рассказывает о вифлеемском избиении младенцев, испугавшись которого, родители Иисуса переселились в Назарет из родного Вифлеема, Лука вспоминает о переписи населения, из-за которой Мария на последнем месяце беременности вынуждена сесть на осла и проделать долгое путешествие из Назарета в Вифлеем, а сам Иисус на основании псалма "сказал Господь Господу моему" доказывает фарисеям, что мессия не может быть потомком Давида.

Что явилось причиной этого теологического трения? Я вижу две возможности. Первая - исторический Иисус действительно был из Галилеи и христианская традиция основана на историческом факте. Другая возможность - это столкновение двух традиций о мессии - одна из который видит мессию - царем-победителем и триумфатором, сыном Давида, - именно такого мессию ждут современные иудеи. Другая традиция, которая, возможно, существовала в среде иудеев в 1 в н.э. рисует мессию - сына Иосифа - страдающим и умирающим. Следы этой традиции действительно есть в иудейских источниках. Мессия сын Иосифа есть уже в Талмуде (Сукка 52а): "Почему был траур [речь идет о Зах. 12:12]?... Одни считают, что траур был по мессии, сыну Иосифа, который был убит, другие, что по злому ангелу, который был убит". Очевидно, в то время считали что в Зах. 12:10 речь идет об убитом мессии.

Если христианство - это развитие концепции мессии - сына Иосифа (а именно так звали отца Иисуса), то тогда легко объяснить традицию, по которой христианский мессия происходит не из Вифлеема, а из Галилеи. Традиция "страдающего мессии" происходит из текстов Исайи о Рабе Господа. О мессии сыне Иосифа было известно, что он "не будет кричать, не возвысит голос, не слышен его голос снаружи; тростинку треснутую не сломает, фитиль тусклый не потушит" (Ис. 42:2). Следовательно, Мессия - сын Иосифа должен прийти из какого-нибудь маленького и незначительного места.

Почему именно из Галилеи пришел христианский мессия - ответ на этот вопрос, содержится в Ис. 8:23-9:1:

В былое время сделал незначительным землю Зевулона и землю Нафтали
А потом возвеличил запад, Заиорданье, Галилею наций.
Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий,
На жителей страны мрака свет засиял.

Этот текст тесно связан по лексике и образам с одним из текстов о Рабе Господа (42:6 и далее):

Я, Йахве, позвал тебя (к?) для справедливости,
держал тебя за руку, охранял тебя,
я дал тебя в завет народа, в свет наций.
Чтобы открылись глаза слепых,
Чтобы вышел узник из тюрьмы, из темницы - жители тьмы.

Экзегету периода второго Храма не составило бы большого труда соединить эти два текста и вывести происхождение раба Господа из "Галилеи наций" (гелил га-гойим). Подтверждение такой традиции можно найти в Pesiqta Sutarta (сборник аггадических мидрашей 9 века) - "там явится из Галилеи мессия бен-Иосиф, и он пойдет оттуда и весь Израиль с ним - в Иерусалим".

Иудейская традиция Мессии сына Давида - еще одна козырная карта в руках мифологистов, которая играет против главного аргумента истористов - галилейского происхождения Иисуса.

Еще о Мессии сыне Иосифа читайте в посте " Видение Гавриила" Израэла Кнола.

16 комментариев:

  1. Извини Вадим, что не знал как еще вам писать пиьсмо.

    1. По-моему, если жизнь Христа была рассказом, его не бы сделали Галилейским. Евангелисты сосредоточают большое внимание на то, что Он из Вифлеема, по Давидским пророчествам. Вы тут делаете интересный гипотиз, однако, что Христос выполнил обе пророчеств- "Давидских" и "Йозефских," и что идей о страдающем мессии- вполне уместным в настоящих толкованиях Писаний.

    2.
    <>
    По-моему, он просто старается доказывать, что Мессия=Бог.

    иисус спрашивает: "Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?"

    Евангелист, который пишет эти строки, дает понять, что Мессия- не только царь- ведь царьский потомок Давида не выше самого Давида. Для того, чтобы Мессия был и потомок Давида и выше самого Давида, Мессия должен быть Бог.

    Евангелии на многих таких местах дают это понять, но редко это говорят открыто.

    3.
    Я увидел ваше фото тут:
    http://kuraev.ru/index.php?option=com_smf&Itemid=63&topic=371396.0

    Здорово!
    Очень впечатляете как:
    http://en.wikipedia.org/wiki/File:LeonTrotsky1897.jpg

    прикольно.
    Что думаете?

    Здоровье и счастье тебе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "По-моему, он просто старается доказывать, что Мессия=Бог"
      -Зачем итак все усложнять. Иисус доказывает что он старше Давида. То есть что существовал до рождения у Марии в каком то другом виде.

      Дальше уже воля ваша выбирать из 2 опций:
      1)Бог
      2)бог (бог с маленькой буквы - это принято в современном представлении называть ангелом или духом. На самом деле по Библии "ангел" - вестник как человек, так и дух).

      Удалить
  2. Rakovsky,
    спасибо за Ваш комментарий!

    я с Вами согласен, происхождение из Галилейского Назарета - это очень сильный аргумент в пользу историчности Иисуса.

    Что касается Лк. 20:44 - я не думаю, что здесь говорится о божественности Иисуса. Речи идет о том, что на древнем востоке отец не будет называть сына "господин", кем бы не был его сын. А Давид, автор Псалма, называет героя Псалма. то есть Мессию. господином. Поэтому, мессия не может быть сыном Давида. Доказательство, очень похожее по стилю на рассуждение саддукеев о жене семи братьев.

    Вот что говорит Ренан об этих спорах:
    Его вечные заявления о самом себе начали принимать несколько скучный характер. Ему пришлось сделаться толкователем, юристом, экзегетом, теологом. Его беседы, обыкновенно полные прелести, превратились в трескучие диспуты, в бесконечные схоластические битвы. Его
    гармоничный гений напрягался над нелепыми аргументациями по поводу Закона и пророков, и мы предпочли бы не видать его иной раз в роли нападающей стороны. С досадной уступчивостью он позволял лукавым спорщикам подвергать себя ненужному допросу.

    ОтветитьУдалить
  3. Христос господин Давида потому что Христос существовал до Давида и Авраама. Он первое, что создал Бог - самый первый ангел или архангел. И вместе с Иеговой творили Адама по "образу ихнему и подобию". Христос же назван неоднократно образом божиим.
    Вобщем, он сын Давида по плоти а не по сущности.
    Родился Христос в Вифлееме. Но вырос и стал известен в Назарете. Попал он туда после бегства в египет, которое было не сразу после рождения а на втором году жизни скорее всего. Когда семействоуже жило в доме а не в хлеву.
    «Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские» Все по откровению во сне оба пророчества исполнились и о вифлееме и о галилее.

    ОтветитьУдалить
  4. Лев, благодарю за Ваш комментарий. Да, с христианских позиций не составит большого труда согласовать данные Евангелий о Рождестве, а также решить проблему с "сказал Господь Господу моему". Все именно так, как Вы сказали, разве что христиане не считают Христа созданием. Согласно Символу Веры, Христос - рожденный, не сотворенный.

    Если подойти к Евангелиям более критически, то возникает вопрос - Христос - он мессия сын Давида или мессия сын Иосифа. Сравнение обеих традиций с новозаветний историей говорит о том, что скорее - сын Иосифа, потому что
    1. Иисус - страдающий мессия
    2. Он действительно сын Иосифа-плотника.

    Давидовская компонента истории могла возникнуть так результат миссионерской деятельности последователей Иисуса в кругах, где верили в мессию сына Давида.

    ОтветитьУдалить
  5. "По-моему, он просто старается доказывать, что Мессия=Бог.
    иисус спрашивает: "Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?"

    Возможно, эти слова отражают отношение Иисуса к представлению о Мессии, происходящем из родовой линии Давида...А если это так, то получается, что сам Иисус отрицал такой взгляд, несмотря на то, что он, вероятно, был широко распространен среди евреев да и тексты ВЗ, считавшиеся мессианскими, немало способствовали этому...

    ОтветитьУдалить
  6. Почему Иисус отрицал концепцию мессии-давидида - об этом рассказывает Israel Knohl в книге "Messiahs and Resurrection in the Gabriel Revelation".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да где он отрицал эту концепцию?

      Он отрицал что Христос - простой смертный. Он "корень и потомок Давида" - где то в откровении сказано. Что мессия - потомок Давида, книжники понимали, а что корень - нет. Вот он им и доказал на основании Псалма.

      Удалить
  7. "Господь Господу" - это искаженное тенденциозным переводом совсем другого значения: "И сказал Яхве господину моему". Т.е. не "бог богу" сказал, а сказал "бог господину моему".

    ОтветитьУдалить
  8. Да, Вы правы. Именно это значение и использует Иисус для доказательства того, что Мессия (о котором идет речь в Псалме) не может быть "сыном Давида". Иначе как же мог Давид (автор Псалма) назвать своего сына "господином".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. НЕТ! Категорически протестую.
      Почему это Давид самый крутой царь, помазанник выше которого людей-господинов нет, кого-то называет своим господом?

      Только потому что он не его сын а чужой? Все кто не сын Давида для Давида его господин? Это ж абсурд. Или я чего то не понимаю.
      Он обращается к кому-то, кто по статусу выше его. Выше только ангелы и Бог.
      Сыны Давида, Иосифа, Моттла или Янкеле тут не при чем.

      При чем этому господину Бог обещает положить врагов к ногам и прочие прелести.

      Удалить
    2. В диспуте Нахманида излагается версия, что это не Давид говорил, это псалмопевцы про Давида пели, что он господин их.

      Удалить
  9. Вифлеем, в котором родился Иисус, находился и находится до сих пор, в Галилее.

    ОтветитьУдалить
  10. Такой город упоминается в каких-нибудь исторических источниках?

    ОтветитьУдалить
  11. цитата:
    "Матфей рассказывает о вифлеемском избиении младенцев, испугавшись которого, родители Иисуса переселились в Назарет из родного Вифлеема"
    -Ничего подобного. От избиения они убежали в Египет. А из Египта в Назарет.

    ОтветитьУдалить