среда, 21 июля 2010 г.

"Видение Гавриила" Израэла Кнола

Накануне выхода своей новой книги "Messiahs and Resurrection in the Gabriel Revelation" ("Мессия и воскресение в Откровении Гавриила"), профессор Иерусалимского Университета Израэл Кнол рассказывает о ней в интервью, опубликованном на сайте Института Шалома Хартмана.

"Видение Гавриила" - это апокалиптический текст, найденный в Трансиордании, написанный на камне на рубеже нашей эры. Ключевым фрагментом этого текста является 80-я строка, в которой ангел Гавриил говорит: "Через три для - живи!" Проф. Кнол считает, что этот текст представляет собой теологический ответ на трагедию, произошедшую в Иудее в 4 г. до н.э. В этот год царь Иудеи Ирод Великий умер, и немедленно после его смерти вспыхнуло восстание националистически настроенных иудеев, стремящихся освободить страну от династии Ирода и от поддерживающих ее римских оккупантов. Восстание было жестоко подавлено пришедшими из Сирии римскими войсками. Тысячи людей были убиты, многие проданы в рабство, Иерусалим и другие города были разрушены.

Текст "Видения Гавриила" был составлен в одной из повстанческих групп, действовавшей в Трансиордании и вдоль побережья Иордана, организованных вокруг лидера Симона Перейского. О Симоне упоминают как римские, так и иудейские источники как о претенденте на мессианский титул "царя Израиля". Симон был убит римлянами и его тело было оставлено без погребения, что олицетворяло в древности высшую степень позора. Последователи Симона были поставлены перед вопросом - означает ли смерть и позор их лидера то, что он был лишь лже-мессией? Как во все времена, ответ был найден в Священном Писании, в книгах Захарии и Даниила. Позор, кровь и смерть Симона - это не поражение мессии, а часть божественного плана по спасению Израиля. В "Видении Гавриила" впервые была сформулирована теология катастрофического мессианизма, в которой оскорбление, страдание, смерть и воскрешение мессии - это необходимые элементы процесса искупления израильского народа, результатом которого будет освобождения его от римской оккупации. Согласно этой теории, освобождение народа не наступит, пока мессия не перенесет страдания, не умрет и не возвратится к жизни через три дня.

В теории проф. Кнола текст "Видения Гавриила" имеет первостепенное значение для новозаветной экзегезы. По общепринятому мнению современных ученых-библеистов (R.Bultmann, G.Vermes), предсказания Иисусом собственных страданий и смерти не имеет исторической ценности, они были написаны последователями Иисуса "постфактум", то есть после распятия. Целью этих вставок было стремление показать, что уже тогда Иисус предсказывал свое будущее. Кроме того, считается, что Иисус никогда не говорил о себе как о мессии, и многочисленные призывы держать в тайне мессианский титул Иисуса призваны скрыть этот факт.

Проф. Кнол считает, что открытие текста на камне показывает, что концепция страдающего, умирающего и воскресшего мессии в то время была уже известна, скорее всего она родилась в кругу последователей Симона Перейского. Ученики Иисуса, происходившие с берегов Галилейского моря, ничего не знали об этой концепции, тогда как Иисус познакомился с ней при контактах с группой Иоанна Крестителя, действовавшей там же, где и группа Симона, у берегов Иордана. Проникшись идеей о страдающем мессии, Иисус рассказывал о ней своим ученикам (Мк. 8:27-31), не не находил у них поддержки, потому что ученики, как многие иудеи того времени, представляли мессию триумфатором, достойным потомком своего великого предка - Давида. "Ты думаешь не о Божьем - о человеческом", - так говорит Иисус Петру, когда тот убеждал его в том, что мессия - это победитель.

По мнению ученых, Иисус не мог использовать образы страдающего и умирающего мессии, потому что такие образы не известны иудаизму того времени. Однако, находка текста "Видения Гавриила" показывает, что исторический Иисус вполне мог знать об этом. Иисус хотел стать мессией, униженным, страдающим, умирающим и воскресшим, именно поэтому он и его ученики прибыли в Иерусалим, где он вступал в конфликты с представителями власти. Он считал этот путь своей миссией. Простой плотник из Галилеи, Иисус, хотел быть схваченным и казненным римлянами, после этого Бог спустился бы с неба и своей рукой принес бы освобождение Израиля от римских оккупантов.

Кнол считает, что "Видение Гавриила" позволить ученым пересмотреть концепцию исторического Иисуса. Этот текст выводит на новый уровень степень достоверности событий, описанных в Евангелиях.

11 комментариев:

  1. Прямо инженер Кириллов!

    ОтветитьУдалить
  2. Кроме того, считается, что Иисус никогда не говорил о себе как о мессии, и многочисленные призывы держать в тайне мессианский титул Иисуса призваны скрыть этот факт.
    *********

    Для того, чтобы не идти на конфликт с Римлянами.
    Допустимо?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Проф. Кнол говорит здесь о так называемой "мессианской тайне". Эту проблему поставил в 1901 году Вильям Вреде. Она относится в основном к Евангелию от Марка, а именно к тем местам, где Иисус приказывает ученикам молчать о том, что он - мессия. Одно из объяснений (к сожалению, я не знаю, консенсус ли это) - исторический Иисус никогда не говорил о том, что он - мессия.

      Удалить
  3. Собственно это евангелие и подразумевает, но почему?
    Он считал себя мессией, и это достаточно обычно, но не говорил:

    1) Из скромности.
    2) Чтоб не идти на конфликт.
    или
    3) Не считал себя мессией


    Достаточно ясно, что окружающих современников это больше всего интересовало.
    Так что, либо говорил

    нет
    либо да
    либо не говорил (уклонялся от ответа)

    ОтветитьУдалить
  4. Видение Гавриила" - это апокалиптический текст, найденный в Трансиордании, написанный на камне на рубеже нашей эры. Ключевым фрагментом этого текста является 80-я строка, в которой ангел Гавриил говорит: "Через три для - живи! - лидера Симона Перейского.
    ***********

    Неясно, что как этим они подтвердили статус Симона?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я не понял вопрос. Кто "они" и чем "этим"? "Статус" - речь идет о мессианском статусе?

      Удалить
    2. Для объяснения гибели Симона Перейского, был использован текст "через три дня живи".
      Тоесть этим текстом последователи Симона объясняли его смерть и подтверждали статус мессии, что они не ошиблисьв нем, это мессия.

      Но он через три дня не воскрес. Поэтому непонятно.

      Удалить
    3. Речь не идет о воскресении через три для после смерти. Герой должен воскреснуть через три для после команды Гавриила.

      Удалить
  5. Тоесть они допустили, что Симону Перейскому когда-то, будет дана такая команда?

    ОтветитьУдалить
  6. Для меня всё однозначно изначально...
    сам професор иудей, и ему как и всем последователям Иуды, предателям Христа,будет и есть основной целью подрыть под фундамент Христианства. И даже если он получил ответ с результатами работы фотографов, что место где "как-будто" есть несуществующее слово, было вообще самим писарем вытерто, так как видимы следы. И знаете, есть такая пословица:"Плюй шлюхе в глаза, а она будет говорить, что дождь идёт!"Так и здесь, здесь этот професор не ищет фактов, ему говорят многие другие факты, но он толдычит своё, так как ему это нужно. Нужно обрушить идеи христианства и воскресшего Христа!И это правда, и это мы видим в глазах этого иуды. Мало им, что никто не лезет в их веру, веруйте, так они запалились идеей подорвать сами начала Христианства!
    Иисус не провозглашал себя месией, мы сами знаем и верим в это...
    И этому есть подтверждение Книга Книг - Святая Библия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, великий Ктулхуту, верни этому человеку мозг!

      Удалить