понедельник, 4 апреля 2011 г.

Когда царствовал Соломон?

Kenneth A. Kitchen, BAR 27.05 (2001)

Вы задумывались о том, как ученые датируют правление Израильских царей, но не решались спросить? Тогда эта статья для Вас.

Краткий ответ таков: чтобы вычислить годы царствования, ученые используют различные подходы и данные из нескольких источников. Возьмем, к примеру, время правления царя Соломона, одного из самых знаменитых правителей древнего Израиля. Мы могли бы отправиться на поиски древней надписи, на которой написано, когда Соломон стал царем или год его смерти, но почти наверняка мы вернемся с пустыми руками: израильские надписи X в. до н.э. - большая редкость.

Означает ли это, что нет надежды узнать, когда правил Соломон? Нет, не означает, но мы должны расширить круг поисков. В Библии написано, что после смерти Соломона, его царство разделилось на две части: сын Соломона Ровоам правил Южным царством Иудеей, а Иеровоам I правил Северным царством Израилем. Если бы мы установили дату разделения, то есть год смерти Соломона, то, добавив к ней 40 лет (согласно Библии, годы царствования Соломона, [1 Царств 11:42]) получили бы дату его воцарения.

Легко сказать, но как это сделать? К счастью, нам не нужно полагаться только на древне-израильские источники. Хорошо это или плохо (чаще - плохо), но в то время Израиль был зажат между Ассирией (и, позже, Вавилонией) на севере и Египтом на юго-западе. Эти могучие империи часто прокатывались через Израиль с завоевательными походами, что было плохо для древних жителей Израиля, но хорошо для современных историков, поскольку завоеватели часто записывали годы кампаний, а также своих союзников и противников.

Например, до нас дошла ассирийская хроника длительностью в 261 год, в которой записаны имена и даты правления царей, каждый год назван в честь высокопоставленного чиновника, и отмечены важные события каждого года. Хотя эти записи содержат даты по ассирийскому календарю, мы можем перевести их в современное летосчисление. Для этого нужно вычислить даты описанных астрономических событий, таких как солнечные и лунные затмения. Ассирийцы записали солнечное затмение во время царствования Ашшур-дана III; современные астрономы подсчитали, что это затмение произошло в 763 г. до н.э. Таким образом, мы датировали длинный ряд ассирийских правителей; 261 год ассирийской хроники соответствует периоду 910 - 649 гг. до н.э.

Как ассирийские, так и египетские исторические записи могут помочь нам определить даты правления Соломона. Начнем с ассирийцев. В девятом веке до нашей эры Салманасар III (859-824 до н.э.) упоминает в своей летописи с разницей в 12 лет двух израильских царей: в 6-й год своего правления (853 г. до н.э.) - Ахава, в связи с его вступлением в альянс против Ассирии, и в 18 год правления (841 г. до н.э.) - Ииуя, по случаю уплаты дани. С другой стороны, Библия сообщает нам, что между Ахавом и Ииуем было два царя: Охозия, который правил в течение двух лет (1 Царств 22:51), и Иорам, который правил 12 лет (2 Царств 3:1).

На первый взгляд, мы пришли к противоречию: ассирийские источники сообщают, что между Ахавом и Ииуем было не более 12 лет, в то время как Библия говорит, что один воцарился через 14 лет после смерти второго. У древних были различные способы счета лет царствования. Дело в том, что древние цари редко для удобства счета умирали в полночь последнего дня года, в результате чего их преемники начинали царствовать в первый день нового года. Они, как и все остальные люди, умирали в любое время в течение года. Когда новый царь восходил на трон в середине года, которому правителю засчитывался этот год: покойному или новому? Существовало два способа решения этой проблемы. Ассирийцы и вавилоняне начисляли этот год прежнему царю и назвали его годом восхождения нового царя, а годы правления нового царя считались с первого дня следующего года. Мы называем это системой с годом восхождения или пост-счетом.

В Египте и в некоторых других странах эту часть года включали в годы правления нового царя как его 1-й год, без учета времени правления в этот год его предшественника. Эта система названа системой без года восхождения, или пред-счетом. Именно эту систему использовали для царей Израиля: два года Охозии на самом деле были только одним полным годом, плюс часть последнего года его предшественника, а 12 лет Иорама были 11-ю полными годами и немного от его предшественника. Вот так 14 становится равным 12: по системе израильтянин, Охозия и Иорам правили в течение 14 лет, а в соответствии с ассирийской системой, в которой считаются только полные года, они правили в течение 12 лет, как и написано в хронике Салманассара III.

Почему цари Израиля использовали египетскую систему? Вспомним, что первый царь Северного царства, Иеровоам I, был в изгнании в Египте (см. 1 Царств 11:40, 12:2); где он, несомненно, познакомился с египетской системой и перенес ее в Израиль.

Теперь, когда мы знаем какая система использовалась для счета годов правления царей Израиля, мы можем рассчитать годы от Ахава назад к Иеровоаму I. Если мы будем учитывать только полные года царей, перечисленных в Библии, то есть, вычитая единицу из указанных чисел, то получим в сумме 78 полных лет. Возвращаясь от 853/852 г. до н.э. (от конца царствования Ахава) назад на 78 лет, мы получим начало царствования Иеровоама в 931/930 до н.э., что соответствует началу царствования Ровоама и концу царствования Соломона. Даты царей Иудеи дают тот же результат, если учитывать, что в Иудее использовали систему с годом восхождения. Добавив 40 лет к 931/930 г. до н.э., мы получим начало правления Соломона в 971/970 г. до н.э.

Почему годы двойные? Сегодня мы считаем год с середины зимы до середины следующей зимы (с января по декабрь), но народ древнего Ближнего Востока, считал с весны до весны (от Нисана до Адара по еврейскому календарю) или с осени до осени (от Тишрея до Элула по еврейскому календарю). Таким образом, древний год частично захватывает два наших года. Эта неоднозначность существовала еще в древние времена, поскольку соседние царства начинали год в разное время. Так, год в царствах Израиля и Иудеи начинался в разное время; год в одном царстве, следовательно, захватывал два года в другом (ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно сезонов начала нового года в обоих царствах). Имея три различных начала года (весной и осенью в древние времена и зимой в наше время) и два способа подсчета лет правления царей(пред-счет и пост-счет), стоит ли удивляться, некоторой сложности в расчете древних дат? Чтобы еще больше запутать ситуацию стоит отметить, что египетские годы считались от лета к лету и, поскольку в египетском календаре не было високосных годов, начало сдвигалось на день за каждые четыре года.

По египетским источникам также можно определить даты царствования Соломона. Установлено, что начало XXVI династии Египта - это 664 г. до н.э. До 664 г. до н.э. мы имеем 26 лет правления Тахарки (библейский Тиргак), это приводит нас к 690 г. до н.э. Его два предшественника, Шабатака и Шабака, царствовали в сумме в течение 25 лет, что возвращает нас к 715 г. до н.э. Перед ними была XXII династия, состоящая из десяти царей, основанная грозным Шешонком I (библейским Сусакимом), который вторгся в Иудею на пятом году правления Ровоама (1 Цар 14:25-26; 2 Паралипоменон 12:1-9) и в Израиль, что запечатлено в памятной надписи Шешонка. Можно рассчитать годы правления десяти царей династии Шешонка; они добавляют по крайней мере 227 или, что более вероятно, 230 лет. (Причина неоднозначности в том, что неполный год царя может быть как коротким, например, два месяца, так и длинным, например, десять месяцев. В течение нескольких веков это приводит к расхождению в несколько лет). Таким образом, начало правления Шешонка приходится на 945 до н.э. Мы также знаем , что Шешонк провел палестинскую кампанию в 20 или 21 год своего правления: стела в Силисиле установленная в его 21 год, сообщает, что сразу же по возвращении он начал масштабное строительство, которое включало обширный двор, большие ворота в Бубастисе и огромную триумфальную сцену в Карнакском храме Амона в Фивах. Шешонк внезапно умер, и эти великие произведения остались незавершенными. Только триумфальная сцена была завершена; ворота были построены, но их украшение едва началось; колонны дворовых портиков остались неоконченными. Фараоны долго не ждали, прежде чем увековечить свои победы, поэтому кампания Шешонка должна была произойти примерно в 926/925 г. до н.э., незадолго до его смерти. Напомним, что согласно Библии, эта кампания произошла в пятый год царствования Ровоама, что означает, что мы еще раз получили 931/930 до н.э. для года смерти Соломона и начала правлений Ровоама и Иеровоам I. Обратим внимание, как хорошо согласуется дата, полученная из египетских источников с датой, полученной независимо из ассирийских источников.

В дополнение к этим двум вычислениям у нас есть еще два других указания на десятый век до нашей эры дата: египетский брак Соломона и характер его мини-империи.

Библия неоднократно отмечает, что Соломон женился на дочери фараона и получил город Гезер в качестве приданого (3 Царств 3:1, 7:08, 9:16, 24, 11:1). Это произошло где-то в начале его царствования, примерно в 970-960 до н.э., что соответствует правлению фараона Сиамона (979-960 гг. до н.э.), из XXI династии.


Фараон Сиамон, триумфальная сцена, Танис.

Сиамон является единственным фараоном этой династии, который рассказывает на своих памятниках об активном участии в военных кампаниях в Леванте. Часть триумфальной сцены в храме Амона в Танисе содержит титул "Сиамон, возлюбленный Амона" и показывает его поражающим врага, держащего характерный двойной топор с лезвием в форме полумесяца. Это оружие, очевидно, происходит из Балкан или побережья Эгейского моря. На других египетских барельефах такое оружие не встречается и, очевидно, относится к определенному событию, а не к общему изображению битвы.

Сиамон ничего не говорит о дальних кампаниях Египта, поэтому сцена в Танисе, вероятно, произошла где-то недалеко. Ближайшее место, где бы Сиамон и его армия встретили противника - это Газа или филистимлянское побережье. Вот вероятный сценарий: Сиамон и Соломон, в своих собственных экономических интересах, сочли разумным объединиться для подавления растущей мощи филистимлян на торговом пути между Египтом и Израилем. За помощь фараону, Соломон был награжден стратегически расположенным Гезером.


Фараон Аменхотеп III, заявивший, что "издавна дочерей [египетских] царей не отдавали никому". На основании этого заявления многие ученые считают вымыслом рассказ из 3 Царств о браке Соломона и дочери фараона.

А как насчет того, что фараон отдал свою дочь в жены Соломону? Многие ученые в своем высокомерии и невежестве, рассматривали это сообщение как невозможное, приводя в качестве единственного аргумента слова Аменхотепа III (ок. 1380 до н.э.): "издавна дочерей [египетских] царей не отдавали никому." Однако, через более чем 400 лет традиция изменилась. И то, что, возможно, было справедливо для Аменхотепа III, уже не относится к Сиамону. У нас есть четкое свидетельство такого изменения. В 3 Царств 11:19-20 мы находим, что фараон отдает свою сводную сестру в жены молодому идумейскому принцу Хададу - это происходит незадолго до царствования Соломона. Таким образом, такая практика засвидетельствована в Библии дважды.

У нас также есть и египетские данные о такой практике. Наиболее ярким примером является упоминание о Псусеннесе II (960/959-945 до н.э.), отдавшем свою дочь в жены молодому ливийскому принцу Осоркону, сыну Шешонка, главы ливийского племени Ма, еще до вступления Шешонка на египетский престол. В то время египтяне рассматривали Шешонка I еще как иностранца: в Фивах мы встречаем надпись с таким содержанием: "во второй год великого главы Ма, Шоше(н)ка", где написание имени будущего фараона содержит детерминатив "иностранец" (детерминатив - это непроизносимый иероглифический знак, указывающий категорию следующего слова). Отметим параллель с браком Соломона и дочери фараона: царская дочь отдана в жены иностранцу-семиту.


Надпись о Шешонке I, как об иностранном правителе. Летописи из карнакского храма.

В течение следующих двух династий, XXII-й и XXIII-й, фараоны неоднократно выдавали дочерей замуж за простолюдинов. Но задолго до этого, Анксенамун, вдова Тутанхамона и внучка Аменхотепа III, (того, кто утверждал, что фараоны не выдают своих дочерей замуж за иностранцев), чтобы не выходить замуж за простолюдина, предложила себя в жены хеттскому князю.

В шестом веке до нашей эры, если верить Геродоту, египетские цари снова стали неохотно отдавать своих дочерей иностранцам. Королевская щедрость в отношении принцесс - явление, характерное для периода X-VIII вв. до н.э., в который как раз попадает брак Соломона и дочери фараона.

Характер и масштабы мини-империи Давида и Соломона также возможны только в один период времени, примерно с 1200 г. до н.э. до 900 г. до н.э. До этого времени в Леванте доминировали две великие империи: Египет и хетты, а после этого периода усилилась мощь Ассирии, захватившей весь регион, но, в конечном итоге уступившей место еще более мощным империям, нео-вавилонской и персидской. Только в течение этих трех веков, когда жирные коты были далеко от дома, мыши смогли бы пойти в пляс.

Нам известно еще о четырех мини-империях, возникших в этот период. После падения империи хеттов на северо-востоке Табала возникло государство Бар-Бурруташ. Удачно расположенное за Таврскими горами, оно смогло дожить до того времени, когда в VIII в. до н.э. его завоевала Ассирия. Вторая мини-империя, Кархемис, сделала своими вассалами бывшие хеттские владения в Северной Сирии. Правители Кархемиса, как и Табала, осмелились называть себя великими царями, и украшали свои памятники характерной комбинацией символов: вверху - спиралью, обозначающей в хеттских иероглифах "великий", под ней - высокий треугольник, что означает "царь". Однако после 920 г. до н.э. или около того, когда рост мини-империи Арам-Сувы привел к тому, что правители Кархемис, потеряли своих вассалов, на их памятниках стал использоваться высокий треугольник без спирали, символ обыкновенных королей.

Упоминание о государстве Арам-Сува, и о его падении от руки Давида, записано в 2 Царств 8 и 10. Во время Адраазара, правителя Арам-Сувы, эта империя простиралась от долины Бекаа в Ливане до Дамаска, и от Гессур и Мааха на юге через Галилею до Евфрата на севере.

Четвертая мини-империя принадлежала Давиду и Соломону. Объединенное царство, состоящее из Иудеи и Израиля, взяло под свой контроль Арам-Суву, Дамаск, Едом, Моав и Аммон, расположенные к востоку от реки Иордан. Такие мини-империи нельзя сравнить, как это делают некоторые ученые, с огромными царствами, такими как Ассирия, Вавилон или Персия. Мини-империи - это явление присущее определенному периоду - XII-X вв. до н.э.

Как мы видим, несколько независимых аргументов сходятся во времени царствования Соломона к середине Х века до н.э. Наиболее прямыми данными являются списки ассирийских и египетских царей, которые согласуются с хронологией библейских царей, и относят период правления Соломона к 970-930 гг до н.э. Эти даты также согласуются с геополитическими реалиями. В этот период фараоны выдавали своих дочерей замуж за иностранных правителей, и кроме того, между 1200г. и 900 г. до н.э., когда сила великих империй на севере и юге ослабла, смогли процветать мини-империи, такие как царство Давида и Соломона.

История Соломона - это не выдумка, сочиненная в начале эллинистического периода (300 г. до н.э.), как считают некоторые библейские "минималисты". В столь поздний период не могло быть исторических реалий, на основе которых могли бы возникнуть "мечты", с такой точностью согласующиеся с вне-библейскими источниками. Датировка правления Соломона стоит на твердом фундаменте.

Литература:

Kenneth Anderson Kitchen "On the reliability of the Old Testament"

20 комментариев:

  1. Наївний...
    Автору книги варто було б ознайомитись з сучасними результатами археологічних досліджень періоду Соломона, спустився б з небес на землю.

    Розповіді про Соломона, скоріш за все, дійсно створені в елліністичний період, тому історична основа в цих розповідях примарна.

    ОтветитьУдалить
  2. Автору книги варто було б ознайомитись з сучасними результатами археологічних досліджень періоду Соломона, спустився б з небес на землю.
    -Тарас, и какие доказательства археологи предоставляют, что Соломон-изобретение?

    ОтветитьУдалить
  3. Не стоит считать университетских профессоров наивными или глупыми. Если есть конкретные мысли по аргументми Кеннета - мы будем рады их выслушать. Малосодержательные комментарии не улучшают авторитетность этого блога.

    ОтветитьУдалить
  4. Автор дуже гарно змальовує принципи датування правління царя Соломона та безапеляційно заявляє про те, що історії про Соломона стоять на твердому фундаменті.

    Коли я використав вираз "спуститись з небес на землю", я мав на увазі, що ці історії необхідно перевірити даними інших джерел. Чи підтверджують інші небіблійні джерела імперію царя Соломона?

    Не жаль, ні. Дані археології останніх 10-20 років дали підстави сучасним археологам всі знахідки, які раніше приписувались царям Давиду та Соломону, перемістити у більш пізні часи. Будівництво міст Мегіддо, Гезер, Хацор, як і Самарії та Їзреелу, сьогодні приписують не Соломону, а царям Ізраїлю Омрі та Ахаву.
    Всі основні будівлі та мури в Єрусалимі сьогодні датують не періодом Соломона, а 8 ст. до н.е.

    Якщо я не помиляюсь, то на одному з форумів, здається на курайнику, ви самі стверджували, що ми наспрвді не знаємо чи існував храм Соломона насправді. Так от з 13 по 9 ст. до н.е. Єрусалим був маленьким незначним містом. Він навіть не згадується на стелі Шешонка серед підкорених міст.
    Вчені на сьогоднішній день взагалі не можуть зрозуміти, де знаходилась столиця Юдеї в 10-9 ст. і чи існувала взагалі така держава в цей період. А ви говорите, Соломон...

    Для того, щоб не літати в небесах, корисно деколи оглянутись назад і звіритись з іншими даними.

    Для того, щоб зрозуміти історії про Соломона, необхідно вияснити, коли вони були створені. Це є ключовим питанням, яке я спробую розкрити пізніше.

    ОтветитьУдалить
  5. Якщо я не помиляюсь, то на одному з форумів, здається на курайнику, ви самі стверджували, що ми наспрвді не знаємо чи існував храм Соломона насправді. Так от з 13 по 9 ст. до н.е. Єрусалим був маленьким незначним містом. Він навіть не згадується на стелі Шешонка серед підкорених міст.
    Тарас, много ли мы имеем археологических находок больших храмов в более позднее время и в «значительных» местах? У меня на памяти из монументальных строений только храм в Араде 8 в. до н.э. Вы считаете, что у израильских и иудейских царей не было своих храмов? Если не было, то почему, что им мешало их возводить? Если были, то где свидетельства их существования?

    ОтветитьУдалить
  6. Интересная статья, но вот этот фрагмент настораживает:

    >Многие ученые в своем высокомерии и невежестве, рассматривали это сообщение как невозможное

    Не очень-то солидные высказывания для ученого, скорее это характерно для религиозного фанатика.

    Если все так однозначно датируется из двух независимых источников, почему ученые до сих пор спорят о датировке? Сдается мне, все отнюдь не так однозначно, и автор просто подтасовывает факты, что бы доказать что в Библии написана правда.

    ОтветитьУдалить
  7. Тарас, что что Вы говорите, не имеет отношения к аргументам Китчена.

    вот этот фрагмент настораживает
    Я с Вами согласен. Неплохо было бы проанализировать аргументы автора, и хронологические и исторические. Один из его аргументов таков - брак Шешонка I и египетской принцессы подтверждает историческую основу рассказа о Соломоне и дочери фараона. Однако я слышал другую интерпретацию тех же данных. Шешонк - это основатель новой династии фараонов, причем иностранной. Самое лучшее и исторически проверенное средство подтвердить легитимность нового царя (узурпатора) - это брак с дочерью старого царя, ср. брак Давида и Михолы.

    ОтветитьУдалить
  8. Вадим, я занадто різко розкритикував автора статті і спортив вашу важку працю. Не варто було мені так махати шаблею. Але деколи не можу стриматись.

    Стосовно шлюбів з фараонськими дочками...
    Для того, щоб створити історію про шлюб Соломона з дочкою фараона зовсім не обов'язково сидіти в 10 ст. до н.е. Автору історії достатньо було прочитати в хроніці про шлюб з дочкою фараона вавилонського царя Навуходоносора.

    ОтветитьУдалить
  9. я занадто різко розкритикував автора статті
    Пока критики не было, Вы только определили свою позицию. Критика начнется тогда, когда Вы со своей позиции объясните феномены, о которых говорится в статье (например, совпадение библейских и внебиблейских хронологий), и это объяснение будет лучше, чем предложенное объяснение.

    ОтветитьУдалить
  10. Для того, щоб створити історію про шлюб Соломона з дочкою фараона зовсім не обов'язково сидіти в 10 ст. до н.е. Автору історії достатньо було прочитати в хроніці про шлюб з дочкою фараона вавилонського царя Навуходоносора.
    Вы считаете в эллинистический период иудейскому книжнику не составило бы труда прочесть хроники на аккадском языке, или были уже арамейские переводы?

    ОтветитьУдалить
  11. >Пока критики не было, Вы только определили свою позицию. Критика начнется тогда, когда Вы со своей позиции объясните феномены, о которых говорится в статье (например, совпадение библейских и внебиблейских хронологий), и это объяснение будет лучше, чем предложенное объяснение.<

    Які саме феномени ви маєте на увазі? Які співпадіння біблійних та небіблійних хронологій?
    Автор статті, не маючи прямих доказів існування Соломона, вирішив довести існування останнього на підставі непрямих доказів. Одним з таких доказів, на думку автора, є співпадіння біблійної та небіблійної хронології. Перевіримо.
    На підставі єгипетських хронік вивели, що фараон Шешонк почав правити у 942 р. до н.е. Свою палестинську кампанію він провів незадовго до 21 року свого правління, тобто до 921 р. до н.е. Якщо додати 5 років правління Ровоама, то Соломонове царство розпалось незадовго до 926 р. до н.е.
    Якщо прийняти, що битва на Каркарі, яка згадується в ассирійському написі від 853 р. до н.е. відбулась в останній рік правління Ахава, то додавання років правлінь ізраїльських царів виведе дату розпаду Соломонового царства 853+84=937 р. до н.е.
    Яке ж тут співпадіння?
    Автор статті для підгонки дат починає жонглювати числами, віднімаючи по 1 року від років правління кожного ізраїльського царя від Єровоама до Ахава. На якій підставі?
    Автор аргументує це тим, що в Ізраїлі використовувалась така система літочислення, при якій рік зміни царя зараховувався, як одному, так і іншому царю. Тому, на думку автора, для уникнення дубляжу років необхідно від років правління кожного ізраїльського царя відняти по 1 року. Для прикладу автор навів різні системи обчислення років правління царів, що використовувались в Ассирії та Єгипті. Але автор чомусь мовчить, що в цих різних системах літочислення відсутні дублювання років царів. В стародавньому світі хронологію вели по роках правління монархів. Для визначення часового відрізку необхідно було просто додавати роки правління монархів. Дублювання років правління монархів – це нонсенс, який нічим не підтверджений.
    Необхідно визнати, що хронологія царів неточна і містить суттєві помилки. Наприклад, якщо до дати розпаду Соломонового царства додати біблійні роки правління царів Юдеї, то падіння Єрусалиму припаде не на 587/586 рр. до н.е., а на 536/535 рр. до н.е. Навіть якщо відняти від років правління кожного монарха по одному року, як це пропонує автор статті, то отримаємо 554/553 рр. до н.е. Якщо додати біблійні роки правління царів Ізраїля,то падіння Ізраїля припаде не на 722/721 рр до н.е., а на 690/689 рр. до н.е. Віднімання по одному року від кожного царя дасть лише 706/705 рр. до н.е. Оце дійсно хронологічні феномени!
    А наш автор статті просто вибрав деякі відправні точки, пожонглював цифрами і вивів той результат, який йому був необхідний. Я не думаю, що статті такого наперсточника підвищують авторитет цього блогу.

    ОтветитьУдалить
  12. Якщо прийняти, що битва на Каркарі, яка згадується в ассирійському написі від 853 р. до н.е. відбулась в останній рік правління Ахава, то додавання років правлінь ізраїльських царів виведе дату розпаду Соломонового царства 853+84=937 р. до н.е.
    -А какая дата получится, если считать по иудейским царям?

    ОтветитьУдалить
  13. Для визначення часового відрізку необхідно було просто додавати роки правління монархів. Дублювання років правління монархів – це нонсенс, який нічим не підтверджений.
    Однако именно так пишут в учебниках по хронологии. См. Бикермана:

    Это замечание справедливо и для годов царствования других греческих и македонских царей. Но в Египте и Вавилонии название года (см. стр. 59) предшествовало счислению по нумерованным годам царствования. Последняя система стала общепринятой в Вавилонии только в Касситский период, т. е., по употребляемой теперь хронологии, начиная с XVII в. до н. э. (см. стр. 78). В результате такого способа летосчисления год царствования должен был подгоняться к нормальному гражданскому календарю. Египтяне считали период со времени восшествия на престол до следующего Нового года (1-е число месяца тот) за первый год царствования. Следующий полный календарный год считался вторым годом царствования и т. д. Только в период между XVIII и XX (включительно) династиями год царствования начинался в день вступления на престол и продолжался до годовщины этого дня. В Вавилонии, напротив, период между вступлением на престол и последующим Новым годом (1-е число месяца нисану) назывался Началом царствования, а первым годом правления нового царя считался начавшийся полный календарный год.

    ОтветитьУдалить
  14. Згідно Бікармана в Єгипті дійсно могло відбуватись дублювання років правління фараонів (коли один календарний рік включався в роки правління і попереднього і наступного фараонів), але лише до 17 ст. до н.е. Після 17 ст. до н.е. (а тим більше в 10 ст.) єгипетська ситема літочисленя враховувала лише повні роки правління. При такій системі дублювання років правління фараонів було виключене. В Месопотамії рік зміни царя повністю зараховувався в строк попередньому царю. Тому дублювання років правління також було виключене. Ця стаття не дає підстав вважати, що в древньому Ізраїлі чи Юдеї кожному царю добавляти зайвий рік.
    Чому виникла така гіпотеза? Для того, щоб якось пояснити помилки біблійної хронології.
    Якщо до року падіння Єрусалиму додати терміни правління всіх царів Юдеї, то датою падіння царства Соломона буде (586+394,5=980,5) 981/980 рр. до н.е.
    Якщо до року падіння Самарії додати терміни правління царів Ізраїлю, то роком падіння Соломонового царства буде (721+241,6=962,6) 963/962 рр. до н.е.
    Як цю біблійну хронологію співставити з єгипетською? Згідно дати палестинського походу Шешонка Соломонове царство мало б розпастися у 931/930 рр. до н.е. Яким чином вирівняти такі неспівпадіння? Знайшовши спосіб скорочення біблійної хронології. Так з'явилась гіпотеза про дублювання років правлінь царів Ізраїля та Юдеї. А може варто було б визнати, що біблійна хронологія помилкова? Що царські хроніки неточні. У них завищено терміни правління деяких царів або, що більш ймовірно, присутня значна кількість неіснуючих царів.

    ОтветитьУдалить
  15. Здравствуйте!
    У меня такой вопрос к окружающим. Только ли мне одному кажется, что между 3 Царств 6 (где сказано о начале строительства Храма Соломона через 480 лет после Исхода) и 1 Паралипоменон 23 (где среди исчисленных Давидом и назначенных для дела в доме Господнем фигурируют не только Моисей с Аароном, но и прочие персонажи перечисленные в Исход 6) есть маленькая хронологическая нестыковочка :)?

    ОтветитьУдалить
  16. В 1 Паралипоменон 23 речь идет, скорее, не о персонажах Исхода, назначенных для службы в Храме, а о различных родах левитов, ведущих свои родословные от этих персонажей. Основная мысль этой главы в том, что аарониды имеют преимущество по отношению к мушидам (потомкам Моисея по разным линиям) и другим левитам.

    ОтветитьУдалить
  17. Всё гораздо сложнее.
    Книга Паралипоменон не является целостной книгой одного автора, а скорее сборников различных генеалогических списков, переработанных историй и т.п., составленных в последние века до н.э. и скомбинированных в первые века уже нашей эры.

    Глава 23 из Первой книги Паралипоменон не является целостной. В Гексапле Оригена в колонке LXX находилась книга Паралипоменон, в несколько раз короче от нашей нынешней. Главы 23 не было, существовал только отрывок 1 Пар. 23: 14-17, который нразполагался сразу за 1 Пар 6:49. Глав 7-22 вообще не было.

    Существующее хронологическое противоречие является результатом сложного процеса составления книги и неудачного расположения некоторых отрывков.

    ОтветитьУдалить
  18. 2Тарас
    Отсутствие некоторых фрагментов в Гексапле может быть и следствием того, что эти фрагменты не прошли цензуры Оригена (или кого-то ещё).
    Но если такой вариант развития событий исключен, то было бы интересно узнать почему.

    ОтветитьУдалить
  19. Теоретически возможны разные варианты событий, но предпочтение нужно отдавать тем, которые являются естественными.

    В Гексапле Оригена 3 книги являються значительно короче наших канонических (в 2-6 раз). Это Паралипоненон, Ездры (2 Ездры) и Неемии. Имеено эти три книги были включены в еврейский канон последними и являются самыми поздними. И когда мы встечаем в Гексапле Оригена эти книги со значительно более коротким текстом (в несколько раз), то первой и наиболее вероятной причиной этого является то, что во времена первых переводов на греческий эти книги были именно в таком виде.

    ОтветитьУдалить
  20. "Существующее хронологическое противоречие является результатом сложного процеса"

    Какое противоречие?

    ОтветитьУдалить