вторник, 22 июня 2010 г.

Ур Халдейский

Ур Халдейский

ויקח תרח את אברם בנו ואת לוט בן הרן בן בנו ואת שרי כלתו אשת אברם בנו ויצאו אתם מאור כשדים ללכת ארצה כנען ויבאו עד חרן וישבו שם

Терах покинул Ур Халдейский и направился в ханаанскую землю, вместе со своим сыном Аврамом, внуком Лотом (сыном Арана) и невесткой Сарой, женой Аврама. Они дошли до Харрана и там поселились... (Быт. 11:31, перевод РБО)

Самый известный персонаж в этом тексте - Аврам, которого впоследствии Бог переименует в Авраама. Он - предок евреев, а также арабов, и по его имени три монотеистические религии - иудаизм, христианство и ислам называются авраамическими. Сара - это его жена, Лот - это его племянник, печально известный порочной связью со своими дочерьми, последовавшей после превращения его жены в соляной столб во время разрушения Содома и Гоморры. Ур и Харран - это древнейшие города Междуречья, Ур был основан еще шумерами.

Очевидный вопрос, который возникает у внимательного читателя - почему Терах с семьей направился в Ханаан (т.е. туда, где сейчас Израиль), а дошел до Харрана, и там поселился. Вот карта, изображающая путь Авраама. Зачем знаменитые предки евреев дали такой огромный крюк, неужели не могли как Илья Муромец, выбрать дорожку прямоезжую?

Второй вопрос - почему Ур называется халдейским? Халдеи в те времена еще не оказывали заметного влияния на вавилонские города. Только в 9-м веке халдеи появятся в аккадских клинописных источниках, к середине 8 века станут претендовать на вавилонский трон и, захватив его, в 586 году разрушат Храм и уведут евреев в вавилонский плен. А пока евреи еще не появились и Храм не построили - так откуда же взялось такое странное название у родины Авраама?

Третий вопрос связан с возрастом героев. Тераху было 70 лет (11:26), когда родился Авраам, а Аврааму было 75 лет, когда он покинул Харран (12:4). Получается, что по выходу Авраама из Харрана, Тераху, его отцу, было 145 лет. Но известно, что Терах умер в Харране в возрасте 205 лет (11:32). Почему же Авраам и все родственниками бросили старого человека одного в Харране и не взяли его с собой в Ханаан?

Четвертый вопрос имеет текстологический характер. Септуагинта, древний перевод Писания на греческий язык передает Ур Халдейский как "χωρας των Χαλδαιως", земля халдейская, что позволяет предположить, что в тексте, лежавшем перед греческим переводчиком было написано не אור כשדים, а ארץ כשד или ארץ כשדים. Как "земля халдейская" превратилась в город Ур Халдейский (или наоборот)?

И, наконец, последний вопрос - почему у Авраама две родины? Согласно 11-й главе Бытия, родной город Авраама Ур Халдейский. Однако в 24 главе Авраам посылает своего раба на родину, а в 29 главе Иаков убегает туда же от мести своего брата Исава. Родина Авраама согласно этим рассказам - Харран (29:2).

Две родины Авраама и несогласие в возрастах Тераха и Авраама приводят нас к выводу о двух традициях, соединенных в 11-12 главах книги Бытия. В одной традиции родина Авраама - Харран, где он живет до 65 лет и покидает его, уйдя в Ханаан после смерти отца. Согласно другой традиции, Авраам родился в Уре Халдейском, и вместе с отцом его покинул, отправившись в Ханаан.

Представим себя на месте автора 11-12 глав Бытия. Ему были доступны обе традиции, вторая из которых сохранила генеалогии, а первая состояла в основном из древних легенд. После описания потопа, присутствующего в обеих традициях, он описал генеалогии детей Ноя, по-сути сообщив нам названия древних народов и географических названий Ближнего Востока. Сыновья Сима - Элам, Ашшур, Луд, Арпахшад и Арам (Быт.11:22). Ашшур - это Ассирия, Арам - это арамеи, Элам - это эламиты, Луд - это, наверное, Лидия. (Где находится Арпахшад - нам не известно. Возможно, это другое название Вавилона). Далее автор вставил рассказ о Вавилонской Башне из первой традиции и привел генеалогию от Арпахшада до Авраама, согласно своему источнику с генеалогиями. Тут он сталкивается с проблемой - согласно источнику с древними легендами, родина Авраама - в Араме, где находится город Харран, откуда Исаак и Иаков получили своих жен - Ривку и Рахель с Лией, а согласно генеалогии, Авраам происходит от Арпахшада, и вовсе не от Арама, родного брата Арпахшада.

Именно это и заставило автора в начале послать Авраама из страны Арпахшад в страну Арам, в город Харран. Значит, в первоначальном тексте стояло не אור כשדימ - Ур Халдейский (как в древнееврейском тексте) и не ארץ כשד - "земля халдейская" (как в оригинале Септуагинты), а ארפכשד - Арпахшад. Но страна Арпахшад не была известна участникам дальнейшего формирования библейского текста (как и нам), и они сочли это странное слово ошибкой. Последние 3 буквы этого слова כשד совпали с названием народа "которого вы не знали" - халдеями, поэтому переписчики отделили эти три буквы. А с оставшимся словом участники масоретской текстуальной традиции и традиции Септуагинты поступили по-разному. Первые удалили букву פ, сочтя ее ошибкой и получили אר כשד Ур Халдейский, а вторые вместо буквы פ поставили букву צ, и ארפכשד "Арпахшад" превратился в "землю халдейскую" - ארצ כשד.

20 комментариев:

  1. [Второй вопрос - почему Ур называется халдейским? Халдеи в те времена еще не пришли в Междуречье.]

    Возможно, когда писали этот текст, халдеи уже были в Междуречье?

    Поскольку истории об Авраама являются не историческими, а литературными, вопрос должен стоять так:
    Почему один из авторов сделал Авраама выходцем из ассирийского Харрана?
    Почему другой автор сделал Авраама выходцем из "земли халдейской", добавив ему ещё одно путешествие?

    ОтветитьУдалить
  2. >почему Ур называется халдейским? Халдеи в те времена еще не пришли в Междуречье.

    Потому что сам текст - правили позднее...

    ОтветитьУдалить
  3. Известные нам исправления (умышленные) обычно имеют либо богословкий характер(как, например, замена Ишбаал на Ишбошет), либо связаны с тем, что текст был непонятен переписчику, и он попытался его проинтерпретировать. В случае исправления אור на אור כשדים непонятна причина такого исправления: нет ни богословских оснований, ни причин считать, что текст был непонятен переписчику. Кроме того, гипотеза об исправлении переписчиком не объясният, почему в Vorlage LXX стояло ארץ вместо אור.

    ОтветитьУдалить
  4. Считаю "умышленным" всё кроме Яхвиста, ибо именно яхвист дополнялся и обрастал позднейшими наслоениями, это очевидно.
    можете не соглашаться.

    ОтветитьУдалить
  5. Яхвист - древнейшая аутентичная часть (выражаясь условно естественно), это очевидно.

    ОтветитьУдалить
  6. Добавлю например - "Иврит родственен прежде всего тому языку, на котором говорил патриарх Авраам, выходец из Ура Халдейского - города, имеющего непосредственное отношение к государству Шумер".
    А. Кобринский.

    ОтветитьУдалить
  7. Процесс создания текста библейского произведения мы разделяем на два этапа: литературное формирование, при котором люди (то есть авторы) имеют целью на основании известных им письменных документов и устных преданий написать новое произведение или составить новую редакцию уже имеющегося, и текстуальная передача, когда целью является создание копии произведения. На первом этапе происходят крупные изменения: добавляются новый материал или меняются местами фрагменты, тогда как на втором этапе происходят маленькие изменения, в основном из-за ошибок переписчика.

    Говоря о "правках" или "исправлениях", обычно имеют в виду второй этап. Если я Вас правильно понимаю, Вы считаете, что אור כשדים возник на этапе литературного формирования текста. Я тоже так считаю.

    Вопрос, который у меня возникает: почему автор ассоциирует своего древнего предка с כשדים - халдеями. Касдим, с его точки зрения, - это не древний народ, такого эпонима нет в генеалогических списках до Авраама, он появится только в 22 главе. Это соответствует истории: халдеи поздно появились в Междуречье.

    ОтветитьУдалить
  8. >Вопрос, который у меня возникает: почему автор ассоциирует своего древнего предка с כשדים - халдеями.

    Висуну таку пропозицію:
    В древнішій групі текстів Аврам асоціювався з древнім ассирійським Хараном. Інший автор переробив тексти і зробив Аврама вихідцем з халдейського Уру. Навіщо?
    Напевно в той період літературного формуваня тексту халдеї були могутні. Вони вже захопили владу у Вавилоні. Бути предком цього могутнього народу було круто. Тому другий автор і змінив батьківщину Авраама під пріоритети свого часу.

    ОтветитьУдалить
  9. Интересная мысль. Я прочитал в Википедии, что Ур был самым большим мировым городом (65 тыс. жителей) в период с 2030 по 1980 гг до н.э., потом в 6 веке до н.э. Навуходоносор II возобновил там строительство, а Набонид отремотнировал зиккурат.

    Тем не менее, во время халдеев Ур не был сколько нибудь значимым городом, я бы на месте автора "ур-касдима" выбрал бы другой город. Однако, если первично чтение LXX, то никакого Ура нет, а есть "земля халдейская". Следуя Вашей гипотезе можно точно датировать время редактора 11 (халдейской) динвстией царей Вавилона, но не позднее осады Иерусалима Навуходоносором, потому что вряд ли после этого возникла бы такая идея. То есть редакция была между 626 и 597 гг.

    Проблемы с такой гипотезой - во-первых, мало времени остается для того, чтобы слава халдеев дошла до Израиля. Во-вторых, не понятно, откуда взялся Ур.

    ОтветитьУдалить
  10. >Процесс создания текста библейского произведения мы разделяем на два этапа: литературное формирование, при котором люди (то есть авторы) имеют целью на основании известных им письменных документов и устных преданий написать новое произведение или составить новую редакцию уже имеющегося

    Аутентичность например устных преданий проверить невозможно.
    Фактуально - Яхвист это древнейшая известная нам часть торы, а точнее самодостаточное повествование.
    Но неважно, т.к. нам неизвестен первичный комплекс (Еврейских) мифов к которому восходит яхвист (предававшихся устно).
    Шумерские же прототипы - вообще говорят о глубоком искажении евреями Древних мифов.

    >и текстуальная передача, когда целью является создание копии произведения. На первом этапе происходят крупные изменения: добавляются новый материал или меняются местами фрагменты, тогда как на втором этапе происходят маленькие изменения, в основном из-за ошибок переписчика.

    Всё верно, только нам неизвестен вообще аутентичный Текст первого храма, не говоря уже о цельности и правках.

    ОтветитьУдалить
  11. Как это относится к происхождению выражения אור כשדים ?

    ОтветитьУдалить
  12. > ... можно точно датировать время редактора 11 (халдейской) динвстией царей Вавилона, но не позднее осады Иерусалима Навуходоносором, потому что вряд ли после этого возникла бы такая идея. То есть редакция была между 626 и 597 гг.

    А чому ця редакція не могла виникнути в часи, наприклад, Набоніда? І слава халдеїв вже була відома, і Ур вже відбудований?

    ОтветитьУдалить
  13. После осады и разрушения Иерусалима халдеи были скорее врагами, родством которыми вряд ли кто-то гордился бы.

    ОтветитьУдалить
  14. Для нащадків загиблих захисників Єрусалиму - так.
    Але для нащадків вигнаних мешканців Юдеї, які адаптувались до життя в Месопотамії, вивчили мову, сприйняли культуру, інтегрувались у суспільство, Вавилон став другою вітчизною. Для таких людей створення легенди про походження Авраама з Уру халдейського (чи землі халдейської) є цілком природнім та престижним.
    Це може бути також намаганням піднесення авторитету свого народу в очах інших мешканців Вавилону.
    В біблійних текстах дуже багато паралелей з месопотамськими міфами, легендами, законодавством. Чим Ви можете це пояснити?

    ОтветитьУдалить
  15. То, о чем Вы говорите (интеграция иудеев в вавилонское общество) скорее всего произошло ближе к концу 6-го века до н.э. - через 2-3 поколения после войны. Иудеи действительно замечательно прижились в Вавилонии, и, похоже, жили там счастливо аж до 6-го века н.э., и при этом не ассимилировали, о чем свидетельствуют магические чаши на иудейском арамейском языке из Ниппура.

    Но уже в 539 году до н.э. персы победили халдеев, и быть потомком халдеев перестало быть престижным. Снова остается очень маленький промежуток между интеграцией иудеев в Вавилоне и исчезновением халдеев с исторической арены.

    ОтветитьУдалить
  16. 597-539=58 лет.
    По тем временам - это 3 поколения.
    Как не крути, а время царствования Набонида наиболее подходит для такой правки.

    Но даже древний слой историй о Аврааме не делеко ушел. Автор, сделавший Авраама выходцем из Харана, был под влиянием строительной деятельности ассирийского царя Саргона ІІ:

    "Я восстановил владение городами Ур, Ларса, Куллаб, Kalu, Orchoe, Erikhi, Kisik; жилище бога LAGUDA; я подчинил их жителей. Законы Шумера и города Харран, которые потеряли значение с древних времен, я возродил и дал свежие силы забытым обычаям..."
    (Анналы Саргона ІІ)

    После Саргона Харан имел важное значение во времена того же Набонида, который был родом из Ассирии.

    ОтветитьУдалить
  17. Вавилонский плен начался в 585/6 году. 46 лет все же маловато времени для рождения нового этногенезиса. Не мог такое придумать человек, которого ребенком увели из разрушенного дома.

    Что касается Харранского цикла, нам с Вами никуда не уйти от параллелей с документами из архива Нузи, которые отодвигают рождение этого цикла во второе тысячелетие.

    ОтветитьУдалить
  18. Те, що Харранський цикл народився у другому тисячолітті до н.е. не виключає знайомство біблійних авторів з ним у першому тисячолітті та створення перших біблійних текстів у першому тисячолітті до н.е.
    Харран був великим містом у другому тисячолітті, а після цього в кінці 8 ст. до н.е. при Саргоні ІІ і в 6 ст. при Набоніді.

    Ймовірність того, що автори біблійних текстів зробили Авраама вихідцем з Харрану до відбудови останнього в кінці 8 ст. є мінімальною.

    Немає сенсу робити патріарха вихідцем з міста, яке на сьогоднішній час є малим і незначним (хоча і великим в давнину).
    Більш логічним є зробити патріарха вихідцем з міста, яке є величним на момент створення історії, а також величним в давнину.

    В групі біблійних текстів про Авраама міститься багато паралелей з месопотамськими міфіми, звичаями, законодавством. Можливо, це є наслідком ПРЯМОГО БЕЗПОСЕРЕДНЬОГО контакту авторів цих текстів з культурою месопотамських народів (хеттів, ассирійців, вавилонян).

    Полон еврейського народу почався не у 586р., а в 732 р. до н.е. після походу Тіглатпаласара ІІІ.

    ОтветитьУдалить
  19. Все глубоко заблуждаетесь.

    "Ур" существовал другой. От Харрана(в юго-восточной Турции, который существует до сих пор) на север 30 км вдоль реки и 8 км на запад находится город Урфа. По мусульманскому преданию в пещере под городской крепостью в этом городе родился Авраам.

    В табличках Эблы(17 000 глиняных табличек) упоминается город "Ур в землях Харрана". Клинопись Эблы относится к 2500 году до нашей эры! То есть тогда уже существовал Ур в юго-восточной Турции. А примерно через 500 лет оттуда вышел Авраам с отцом.

    Иосиф Флавий тоже говорил, что земля халдейская откуда Авраам вышел находилась выше Вавилона, т.е. севернее, а не там на юге, где находится месопотамский Ур.

    Первые жители юго-востока Турции назывались уррианами, их государство, которое появилось позже в 11в до н. э. называлось Урарту. Еще до того они поклонялись по меньшей мере 79 "богам" общее название для которых- Халдис.Фрагмент из текста, обнаруженного в Аргистисе: «Вот каково развращение городов, которые я покорил для народа халдисского за один год..." Вот вам и "халдейский".

    В "Книге Юбилеев" упоминается, что путники прошли через Ливан. Все логично. С юго-востока Турции из возможно из города Урфы(современное название), они прошли около 30 километров на юг до Харрана, остановились, потом снова на юг и чуть на запад- попали в Ливан, и опять на юг в Ханаан(Израиль). И не надо делать огромную петлю в тысячу километров.

    ОтветитьУдалить
  20. Думаю, вам будет интересно просмотреть эту дискуссию.
    http://gerodot.ru/viewtopic.php?f=62&t=7598

    ОтветитьУдалить