пятница, 24 декабря 2010 г.

О дате Рождества

Почему мы празднуем Рождество 25 декабря? Ни Евангелия, ни Деяния Апостолов ничего не говорят об этой дате. Первое упоминание о дате Рождества мы находим только у Климента Александрийского (ок. 200 г.н.э.) Вот что он пишет 1:

"Некоторые из историков указывают не только год, но и день рождения Спасителя, утверждая, что он родился на 28-м году царствования Августа в 25-й день месяца Пахона [20 Мая]... Иные из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи [20 или 21 апреля]."

Удивительно, но ни одна из упомянутых дат не соответствует 25 декабря. Впервые же 25 декабря встречается в Календаре Филокала, где указывается что этот праздник соблюдался Церковью Рима с 336 года. Однако известно, что в то время Восточные Церкви праздновали Рождество 6 января, что сохранилось до наших дней в Армянской Церкви. Наиболее известна такая гипотеза о происхождении праздника 25 декабря - Церковь выбрала этот день из-за популярного в то время в римской империи языческого праздника Сатурналии, происходившего 16-24 декабря, или праздника Sol Invictus (рождение солнца), отмечавшегося 25 декабря. Впервые это мнение встречается в 12 веке в библейских комментариях Дионисия бар-Салиби, который пишет, что в древности Рождество было смещено с 6 января на 25 декабря, чтобы оно приходилось на тот же день, что и языческий праздник Sol Invictus.

Да, такой прием хорошо известен в истории Церкви - языческие праздники и культы часто заменялись или адаптировались христианской религией. Однако нет никаких документальных свидетельств, что в выборе даты Рождества Церковь руководствовалась антиязыческими мотивами. С другой стороны, нам известно, что ок. 200 года Тертуллиан Карфагенский рассчитал, что день Распятия (по Иоанну), то есть 14 нисана иудейского календаря в год Страстей приходился на 25 марта по юлианскому календарю 2. Дата 25 марта (9 месяцами раньше 25 декабря) позже стала праздником Благовещения - считалось, что Иисус был зачат и распят в один день. Эта идея впервые встречается в произведении неизвестного христианского автора 4 столетия "О солнцестояниях и равноденствиях":

"Наш Господь был зачат на восьмой день апрельских календ ибо в один день он был зачат и распят".

В восточной церкви дату зачатия тоже приняли равной дню Распятия. Однако для вычисления даты распятия восточные христиане использовали греческий лунно-солнечный календарь, похожий на иудейский. 14 день первого весеннего месяца (артемиса) в год Распятия соответствовал 6 апреля. Так появилась дата древнего восточного Рождества - 6 января. Как видим, дата Рождества была вычислена не из исторических предпосылок, а из богословских.

Причина этого в том, что Евангелия дают очень мало информации о дате Рождества. Все же Лука упоминает 2 вещи, которые позволяют как древним, так и современным любителям календарных расчетов, уточнить - когда же произошли волнительные события. Первая вещь - зачатие Иоанна Крестителя произошло после окончания Авиевой череды, 8-й череды из установленного графика дежурств 24 жреческих семейств в Храме (Лук. 1:5,8). Вторая - Иоанн был на полгода старше Иисуса (Лук. 1:26).

Как сообщает Иосиф Флавий3, череда длилась 8 дней, от субботы до субботы. Каждая череда служила как минимум дважды в год по неделе. Остается вопрос, как график дежурств согласовать с длительностью года. В году в среднем чуть больше, чем 52 недели, 2х24=48, то есть 4 недели остаются незаполненные. Эту проблему обычно решают так - считается, что во время больших праздников (песах, шавуот и суккот) в храме служили священники всех черед, т.е. сборная команда. Этими сборными дежурствами и заполняли лишние 4 недели.4 Начало первой череды приходилось на 1 нисана (март-апрель). Авиева череда была восьмой по счету, что позволяет отнести зачатие Иоанна Крестителя к концу июня, и соответственно, Благовещение - к концу декабря. Тогда Рождество должно было быть где-то в конце сентября, в полном противоречии с общепринятой датой.

В любом случае - поместить Рождество в середину зимы - это очень мудрое и полезное решение Церкви, особенно для нас, европейцев. Если бы не Рождество, как бы мы страдали от невыносимой мрачности конца декабря.

10 комментариев:

  1. Спасибо, очень интересно! Я раньше слышал, что рождество приурочили к какому-то языческому празднику, но про такую оригинальную мысль "день распятия = день зачатия" слышу впервые.

    Учитывая, что сегодня Крещение, хочу спросить: а его дату тоже так оригинально "вычислили"?

    ОтветитьУдалить
  2. Я думаю, что дата праздника Крещения (Богоявления) как-то связана с древней датой Рождества - 6 января. Подробностей, к сожалению, не знаю.

    ОтветитьУдалить
  3. Интересно.

    "череда длилась 8 дней, от субботы до субботы. Каждая череда служила как минимум дважды в год по неделе"

    - какая то неразбериха. Так 8 дней или неделю от субботы до субботы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Так пишет Иосиф. Наверно, в субботу служили обе череды - та, что заканчивала смену, и та, что начинала смену.

      Удалить
    2. Тогда это не неделя. "Каждая череда служила как минимум дважды в год по неделе".

      Удалить
  4. А откуда известно что авиева череда восьмая?

    ОтветитьУдалить
  5. "..Тогда Рождество должно было быть где-то в конце сентября, в полном противоречии с общепринятой датой.."

    Там в Евангелиях упоминается цитата "..Дева во чреве приимет, и родит сына, и назовут его Еммануэль", так вот знак Девы как раз и выпадает на сентябрь. От 24 августа по 24 сентября это знак Девы. Отсюда и "непорочное зачатие" — это лишь указание на знак Зодиака.

    Сколько люди бреда разного напридумывали.

    Рождество "установили" в день солнцестояния красоты ради.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да кстати забыл — и день рождения Марии, матери Иисуса также в сентябре — 22 числа.

      Удалить
  6. Второй Иерусалимский Храм был разрушен Титом Ливием в 9-й день 5-го месяца [15 июля] 823 года от основания Рима, в тот же день (9 Ава), что и Первый Храм.
    По указаниям Талмуда по Первому Храму в этот день начинала служить 1-я чреда (Авиева чреда 8-я). Отсюда выводят, что около 748 года от основания Рима, когда должно было произойти зачатие Иоанна Крестителя, Авиева чреда служила 1-й раз с 17 по 23 апреля (эта дата не согласуется с оптимальным временем проведения переписи), а 2-й раз с 16 по 22 сентября.
    Когда Захария сменился, то пошел домой и зачал Иоанна, т.е. выпадает дата 23 сентября. Именно в это время Елисавета, жена Захарии, зачала.

    ОтветитьУдалить