среда, 3 апреля 2013 г.

Déjà-vu: крымские караимы

Крымский город Евпатория известен не только как курорт на Азовском море, но и как резиденция крымских караимов - религиозно-этнической группы, исповедующей одну из форм иудейской религии - караимизм. Караимизм, появившийся в 8 в. н.э., отличается от раввинистического иудаизма тем, что отрицает Талмуд, принимая в качестве авторитетного писания только ТаНаХ. Одна из достопримечательностей Евпатории - это комплекс караимских синагог, называемых кенассами (слово, вероятно, происходит от арамейского "кеништа" כנשתא - синагога). За всю историю Советского Крыма лишь однажды действовала кенасса в Евпатории - в годы фашистской оккупации. Другая крымская этническая группа, исповедующая иудейскую веру - крымчаки, была практически полностью уничтожена фашистами. Почему крымских караимов не постигла участь остальных братьев по вере? Ответить на это поможет один архивный документ того периода.

Рейхсминистр оккупированных восточных областей
господину Рейхскоммиссару Остланда, господину Рейхскоммиссару Украины
Берлин, 12 июня 1943 г.
Срочно Секретно

О положении караимов

По вопросу о проживающих в оккупированных восточных областях караимах (также называемыми караим, крымские караимы или караиты) я дал Рейхскоммиссариату Остланд прилагающееся предварительное распоряжение от 1.10.1941г, занесенное в реестр под номером I 1301/41, согласно которому в соответствии с также прилагающимся решением Рейхсслужбы Генетических Исследований (Reichsstelle für Sippenforschung) от 5.1.1939 - 1 1110 /U/ 17.6.-3.9.10. -, караимов следует рассматривать как народность не принадлежащую к иудейскому религиозному сообществу. Это решение о расовой принадлежности караимов осталось в силе. Указом номер I lg 2998 от 6.10.1942 г. Рейхскоммиссариату Украины было дано аналогичное распоряжение. Упомянутый указ также прилагается. За это время здесь было проведено расследование по вопросу о караимах, в ходе которого были проверены поданные к рассмотрению документы, а также проведены расовые исследования, показавшие следующее.

Язык караимов, или караимский язык - это крымскотатарский язык, принадлежащий к группе кыпчакско-куманишских языков, то есть к тюркской языковой группе. Караимский язык рассматривается как один из старо-тюркских языков. Караимы в количестве 9000 человек проживают в Крыму, около 600-700 человек - в Литве, небольшие группы в Риге, Белоруссии, Генерал-губернаторстве и особенно в Галиции, а также на Волыни (Луцк). Кроме того, небольшое количество караимов проживают в Западной и Центральное Европе. Вне областей немецкого господства караимы в количестве 7000-8000 человек проживают в Турции и прежде всего в Египте. Караимы исповедуют моисееву веру. Они отвергают Талмуд и признают только Ветхий Завет. Как везде на Востоке, они практикуют обрезание. Руководит караимами их духовный глава, носящий титул гахан, находящийся в Вильне проф. Гахан Серайа Шапшал, а также его заместитель, находящийся в Тракай, Симон Фиркович. Насмотря на заявления, в особенности с иудейской стороны, о том, что караимы происходят от иудеев, переселившихся в 13 или 14 веке из Византии, по имеющимся данным установлено, что караимы имеют тюркское происхождение. Если бы иудейское происхождение караимов соответствовало действительности, то у них должны были обнаружится те же расовые компоненты, что и у иудеев. Это, однако, места не имеет. Тогда как у иудеев помимо ближневосточной и восточной крови, значительно присутствует европейская примесь, у караимов эта примесь отсутствует. В противоположность этому, помимо ближневосточной и восточной основы, у них присутствует монголоидная расовая компонента. Это подтверждается проведенными по моему указанию расовыми исследованиями. Результаты этих исследований подтверждают ранее сделанные выводы. Были изучены расовые признаки ряда караимов из Вильны, Тракай, Риги, а также проживающих в Рейхе. Было установлено, что караимы имеют близкое кровное родство с крымскими татарами. Помимо имеющихся у крымских татар ближневосточных и восточных расовых признаков, у исследуемых персон очевидна монголоидная примесь. Сравнение караимов с литовским, польским, белорусским и иудейским населением Вильны доказывает, что у караимов имеются лишь незначительные примеси не-караимского происхождения. Предположительно были найдены от одного до двух случаев смешивания караимов с не-иудейским населением округа Вильны. Случаи смешивания караимов с иудеями, помимо единичных случаев в Луцке и Галиции, неизвестны. По моему мнению, в случае караимов мы имеем дело не с иудейской по происхождению группой, а с тюрко-татарской, которая, как показывает наше расследование, уже в 9 или 10 веке, то есть во время Хазарского Царства, осела в Крыму. Очевидно, караимы были обращены в иудейскую веру иудеями-миссионерами...

Обсуждение правильности вывода, сделанного рейхс-министерством о происхождении караимов не входит в задачи этой публикации, тем более что происхождение караимов до сих пор остается темой горячих дискуссий. Удивительно следующие: все это уже было. Чуть более двух тысяч лет назад в Палестине соседствовали Иудея и Самария - административные области, жители которых поклонялись одному и тому же богу - Йахве, однако самаритяне принимали в качестве священного писания только Пятикнижие, отвергая остальные части ТаНаХа, и совершали богослужения не в Иерусалимском Храме, как иудеи, а в Храме, расположенном на горе Гаризим возле Сихема. В то время обе области попеременно переходили под влияние Селевкидов и Птолемеев. Один из селевкидских царей Антиох IV предпринял несколько карательных походов против Иерусалима. Вот что рассказывает Иосиф Флавий об этом времени (Древности 12.5).

Когда самаряне увидели все эти бедствия иудеев, то перестали выдавать себя за их сородичей и стали уверять, что их храм на [горе] Гаризим вовсе не воздвигнут в честь Всевышнего Бога; другими словами, они поступили сообразно своей обычной манере, о которой мы уже упоминали 1 , и выдавали себя за потомков мидян и персов, что вполне правильно. Вместе с тем они отправили к Антиоху послов с письмом следующего содержания:

"Послание царю Антиоху Богу Эпифану от сидонцев из Сихема. На основании некоего суеверия наши предки, побуждаемые к тому различными постигшими страну бедствиями, установили обычай почитать тот день, который у иудеев носит название субботнего. Вместе с тем они воздвигли на горе Гаризим святилище без определенного назначения и приносили тут разные жертвы. И вот, так как ты воздаешь теперь иудеям должное возмездие за все их гнусности, царские чиновники, полагая, что мы родственны евреям и потому следуем их примеру, подвергают и нас подобным же наказаниям, тогда как мы по происхождению своему сидоняне. Последнее, впрочем, видно и по государственным записям. Ввиду всего этого умоляем тебя, нашего благодетеля и спасителя, повелеть своему наместнику Аполлонию и уполномоченному своему Никанору не обижать нас применением к нам тех карательных мер, которые установлены для иудеев; ведь мы, как по своему происхождению, так и по своим обычаям, не имеем ничего общего с последними. Вместе с тем пусть будет никому не посвященное святилище наше предназначено греческому Зевсу. Если это будет сделано, то преследования наши само собою прекратятся, и мы сможем безбоязненно посвятить себя делам своим, от чего увеличатся лишь твои собственные доходы".

На эту просьбу самарян царь послал им следующий ответ: "Царь Антиох Никанору. Сихемские сидоняне препроводили ко мне прилагаемую записку. Так как в совещании, которое я устроил по этому поводу с приближенными моими, посланные самаряне подтвердили, что возводимые на иудеев обвинения совершенно не применимы к ним, самарянам, и что последние готовы жить по греческим обычаям, мы освобождаем их от преследований и посвящаем, сообразно их просьбе, их храм Зевсу греческому".

Такой же указ царь послал и наместнику своему Аполлонию в сто сорок шестом году, в восемнадцатый день месяца гекатомбеона.

В обоих рассмотренных случаях две религиозные группы, исповедующие Йахвизм, живут рядом в шатком равновесии. При нависшей угрозе уничтожения та группа, у которой объем священного текста меньше, заявляет органам власти, что не имеет отношения к другой группе, иудеям. В обоих случаях власти подтверждают заявление и группа избегает преследований. Различие наблюдается лишь в том, что современные самаритяне, о происхождении которые идут еще более горячие дискуссии, чем по вопросу крымских караимов, по-прежнему считают себя потомками древних израильтян, тогда как крымские караимы идентифицируют себя как тюркский народ. Может быть в этом причина угрожающего уровня ассимиляции крымских караимов: за годы после Второй Мировой Войны их численность уменьшилась от 9000 до примерно 900 человек.

Остается добавить, что крымские караимы внесли неоценимый вклад в современную библеистику, а именно в текстологию Еврейской Библии. Самый древний полный текст ТаНаХа, так называемый Ленинградский кодекс, был обнаружен (вероятно, в Крыму) караимским ученым Авраамом Фирковичем.

Оригинал документа "О положении караимов" и фото первой страницы (на иллюстрации) - из Hannelore Müller "Religionswissenschaftliche Minoritätenforschung: Zur religionshistorischen Dynamik der Karäer im Osten Europas"

13 комментариев:

  1. Дубина Мардука4 апреля 2013 г., 10:20

    Я давно думаю, но никак не могу понять, если масоретская редакция Танаха распространилась в Европе не раньше 11 века н. э., то чем пользовались европейские евреи до этого?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Цитата из книги Шломо Занда "Изобретение еврейского народа":

      "С другой стороны (здесь Векслер делает свое важнейшее открытие), иврит и арамейский язык начали активно появляться в иудейских текстах лишь в X веке, причем в формах, исключающих возможность длительного автохтонного языкового развития. Иными словами, эти языки не были «привезены» в Испанию в I веке н. э. иудейскими изгнанниками или эмигрантами. В первом тысячелетии новой эры европейские иудеи не знали ни иврита, ни арамейского! Лишь после того как ислам канонизировал классический арабский язык, а христианство — средневековую латынь, иудаизм начал использовать свой «святой язык» в качестве элитарного культурного кода".

      Удалить
  2. Очень интересно. Не знал раньше про этот народ. Похоже, это второй случай в истории (после Хазарского Каганата), когда иудаизм принял кто-то, кроме евреев.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! В России в 15 веке было такое явление - "ересь жидовствующих". Движение не привело к появлению новой религоизной группы, однако показывает, что в 15 веке иудейство активно занималось миссионерством. Мне не оставляет подозрение, что и немецкие евреи - ашкезаним - это на самом деле германцы, которые тоже "были обращены в иудейскую веру иудеями-миссионерами" в средневековье (как бы иронично это не звучало).

      Удалить
    2. Прочитав эту публикацию, вспомнил книгу Шломо Занда "Изобретение еврейского народа". В ней он доказывает, что иудаизм распространялся путем обращения новых народов. Вероятно, караимы - один из такизх народов, принявших иудаизм.

      Удалить
  3. Да кстати, в Повести временных лет есть рассказ о том, как к Владимиру приходили миссионеры от разных религий — христиане, евреи и мусульмане — и агитировали принимать их веру. Это, конечно, поздняя легенда, но если бы иудейских миссионеров вообще не существовало в природе, вряд ли летописец такое написал. Правда, там речь о хазарских евреях, т.е. не факт что это были вообще этнические евреи.

    ОтветитьУдалить
  4. Я Леонид Абрамович Измерли - Даниэль по всем своим линиям еврей раббанит или крымчак, представитель автохтонного еврейского народа полуострова Крым. Заявляю следующее: Все рукописи ТаНаХа, воспринятые православными христианами в качестве Кодекса христианской библии, переданы крымчаками в бесплатное пользование всем христианам.
    Тора для евреев дар Синая - Тора для христиан дар Карасу-Базара. Крымчаки истинные ученики Равва Хаима Хизкиягу Медини.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Знаменитый Ленинградский кодекс - не был ли он когда-то во владении крымчаков?

      Удалить
  5. Вадим! 2 сентября 1839 года Авраам Фиркович вместе с молодым Бёмом, будущим Хахамом караимов, посетили Крсасу-Базар. Здесь они обратились к полицмейстеру города и официально потребовали выдать все молитвенники из синагоги крымчаков. Здесь я описываю события представленные в книге Авраама Фирковича "Авне Зикарон". Вы сами можете найти его записи. Далее Авраам Фиркович взял топор и под прикрытием полицейских из крымских татар вошли в крымчакскую синагогу, вырубили стену и вывезли, по словам Фирковича, несколько возов рукописей. Со временем, внеся в рукописи поправки, доказывающие непричастность караимов к делам Иисуса Христа, Фиркович продал рукописи в Императорскую Публичную Библиотеку. С этого момента Россия стала иметь лучшие еврейские рукописи в Европе. Ленинградский кодекс правильно назвать Карасу-Базарский кодекс и рукописи пророков являются библиотечными книгами нашего народа. По своей сути это наши духовные и материальные ценности. Я, будучи одним из представителей крымчаков, не вправе делать какие либо обобщения. Время покажет. По этому вопросу специалист Семен Якерсон.

    ОтветитьУдалить

  6. В понедельник 29 Тишри в полдень выехали мы с Соломоном Беймом в г. Карасубазар, куда прибыли вечером.
    Нас тепло принял у себя в доме Моше Казас, где мы переночевали.
    Рано утром в сопровождении рибби Моше отправился я в синагогу евреев-крымчаков. Дождавшись окончания молитвы, я показал им письмо к ним от нашего гахама, они позволили мне заняться розысками в обоих своих синагогах.
    В большой синагоге мне удалось найти два написанных на пергаменте Пятикнижия и несколько других книг.
    Всё найденное в синагоге я оставил там же на хранение.
    Отсюда я заглянул в училище, стена которого примыкает непосредственно к стене синагоги. Войдя в училище, я обратил внимание на то, как сильно оно переполнено учениками.
    Они теснили друг-друга и крайне страдали от духоты.
    Северная стена училищного помещения была сделана из необожжённых кирпичей, толщиной не более в ширину кирпича.
    Между этой и другой стеной было расстояние приблизительно в два аршина.

    Я сказал учителю:
    Моё сердце болит при виде этой невероятной тесноты и мучений этих несчастных учеников. Отчего общество не сжалится над детьми и не уничтожит эту стену, чтобы сделать помещение просторнее?

    И неожиданно из уст учителя вырвался такой ответ:
    Оттого, что между двумя этими стенами заключено хранилище ветхих разорванных книг.

    Я думал что у меня душа выскочит из бренного тела, когда услышал эти слова и подумал про себя: тут, кажется я и найду нужные мне древние книги.

    Я немедленно пригласил старейшин общества карасубазарских крымчаков и просил у них разрешения открыть хранилище, чтобы поискать там интересные в историческом отношении книги.
    Они категорически отказались дать такое разрешение, заявив, что не имеют право прикасаться к этому хранилищу, так как это воспрещено под страшной клятвой (херем).
    Тогда я им сказал:
    Вы в данном случае не бойтесь херема. С вами ничего худого не случится, так как хранилище будет открыто не по вашему желанию, а по приказу высшего начальства, на основании вот этого открытого листа, данного губернатором!..

    При этих словах я достал имевшуюся при мне бумагу и прочитал её им вслух.
    Услышав содержание открытого листа, крымчаки сильно перепугались и взволновались, не понимая цели этих изысканий.
    В своём невежестве они думали, что всё это делается единственно для того, чтобы доказать, что крымчаки раньше были караимами, и верили, что как только это установят документально, то их вынудят вернуться обратно в караимство.
    Это предположение ещё более подкреплялось в их глазах тем обстоятельством, что изыскания поручены караиму, а не еврею.
    Поэтому ни за что они не хотели допустить меня открыть хранилище, угрожая страшной клятвой, тяготевшей, якобы над этим местом.
    Они предупреждали меня, что тот, кто дерзнёт открыть хранилище, тотчас же упадёт замертво, а в городе появится чума.
    По их словам, нечто подобное уже однажды случилось, что и является доказательством того, как опасен наложенный запрет.

    Когда я убедился, что мои уговоры напрасны, мне не удастся разубедить крымчаков, я сказал им:
    Если так, то я вынужден буду заявить полиции, что вы опасаетесь херема. Если и полиция в свою очередь выскажет опасения на счёт появления в городе чумы, то я тогда совсем откажусь от своих домогательств в это хранилище.

    Они все ответили:
    Хорошо!..

    Я тотчас же отправился к начальнику города, у которого застал стряпчаго и квартальнаго.
    Передав ему открытый лист губернатора, я объяснил, почему крымчаки не желают открыть хранилища. Когда начальник стал читать поданную ему бумагу, в которой был приказ от имени новороссийского генерал-губернатора кн. Воронцова, то все чиновники почтительно повставали со своих мест.
    Немедленно же все они отправились вместе с татарами-десятниками в училище, куда к этому моменту собралось много карасубазарских евреев.



    ОтветитьУдалить
  7. Я тотчас же отправился к начальнику города, у которого застал стряпчаго и квартальнаго.
    Передав ему открытый лист губернатора, я объяснил, почему крымчаки не желают открыть хранилища. Когда начальник стал читать поданную ему бумагу, в которой был приказ от имени новороссийского генерал-губернатора кн. Воронцова, то все чиновники почтительно повставали со своих мест.
    Немедленно же все они отправились вместе с татарами-десятниками в училище, куда к этому моменту собралось многокарасубазарских евреев.
    Начальник города прочитал им открытый лист и спросил при этом, как могли они себе позволить сопротивляться, когда этот лист выдан начальником губернии.
    Крымчаки ответили, что по преданию, после открытия хранилища наступит в городе великий мор, так как место это находится под заклятием.
    Начальник успокоил их, заявив, что они не будут виновны, и приказал десятникам принести нужные инструменты.
    Когда татары проходили мимо крымчаков,те шепнули им, что как только кто-нибудь из них дотронется до стены, так тотчас же умрёт.
    Татары поверили им и, принеся инструменты, стали плакать и упрашивать начальника, чтобы их не принуждали ломать стену и не обрекали бы их на верную смерть.
    Тогда я сам взял топор и выломал в западной стене дыру в виде окна.
    Сделать это было легко, так как толщина стены оказалась не более шести вершков.
    Ничего страшного со мной не случилось, и когда десятские это увидели, то уже беспрекословно взяли инструменты и выломали стену до половины.
    Хранилище до верху было заполнено ветхими книгами и бумагами, для перевозки которых потребовалось бы несколько подвод.
    Затем начальство ушло, оставив при мне двух десятских.
    Про всю эту историю прослышали уважаемые рибби Моше Казас и Соломон Бейм, которые немедленно же поспешили ко мне на помощь.
    Я уже жадно рылся в этом хранилище, но видел, что таким путём ничего сделать не смогу: пыль заполняла мой рот, глаза и нос.
    Тогда я стал выносить из хранилища книги и рукописи наружу и попросил помогавших мне собрать всё это в помещении училища, чтобы здесь затем уже их разбирать.
    Так мы и сделали.
    А старые евреи плакали и рвали свои бороды, говоря:

    Кто не видел разрушения иерусалимского храма, пусть увидит наше разорение!..

    Я с большой поспешностью продолжал свою работу, трудясь с полудня до поздней ночи вместе с Казасом и Беймом.


    1871 год

    Авраам Фиркович

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо, Леонид, за цитаты!

      Удалить
  8. Я, Леонид (Иона), сын Абрама, сын Моиссея, Измерли -Даниэль заявляю: "Херем на голову Авраама Фирковича и его последователей!" 18.11.2013.

    ОтветитьУдалить