понедельник, 14 июня 2010 г.

Крылатые четвероногие

"Всякое пресмыкающееся, крылатое, у которого четыре ноги, скверно для вас", - говорит Бог Моисею в порыве Откровения в период сорокалетнего скитания избранного народа по пустыне (Лев. 11:23). Эта фраза часто вызывает недоумение у современного читателя - кто такие эти "крылатые пресмыкающиеся с четырьмя ногами"? Современная классификация видов появилась значительно позже библейского текста, поэтому библейские слово "пресмыкающиеся", очевидно, не означает рептилий - класс животных, к которым относятся змеи и ящерицы. Может это насекомые? Однако всем известно, что у насекомых, коих видов современной науке известно больше миллиона, ног шесть. Четвероногих насекомых, хоть с крыльями, хоть без оных, не бывает. Получается, что древние авторы книги Левит не знали сколько ножек у насекомых, хотя их на территории Палестины водится около 10 000 видов? Или мы чего-то не знаем о древней "энтомологии"? Или эти крылатые четвероногие вовсе не насекомые? В этой статье я попробую ответить на эти вопросы. Прежде всего разберем термины, встретившиеся в парадоксальной заповеди Йахве.

Пресмыкающееся. В русский синодальный перевод это слово попало из Церковно-Славянской Библии, в которой сказано "и всяк гад от птиц имже суть четыре ноги". Устаревшее слово "гад" переводчики заменили на его современное значение "пресмыкающееся", оставив читателя один на один с зоологическим казусом. Соответствующее древнееврейское слово שרץ шерец - конечно, не означает ни гадов, ни пресмыкающихся. Шерец - это живые существа, которые в природе обычно встречаются в больших количествах. Шерец бывает в воде (Быт. 1:20) - например, рыбы, живущие в косяках. К наземному виду шерец относятся мелкие рептилии, грызуны, а также не-летающие насекомые. Еще один вид шерец, о котором говорит стих Лев. 11:23 - שרץ העוף шерец га-оф - крылатый шерец - это летающие виды насекомых, живущих коллективами, например, пчелы или саранча.
Классификацию живности, принятую у жрецов в древней Палестине можно извлечь из созданного ими рассказа о сотворении мира в Быт. 1. В четвертый день творения Бог приказал воде, чтобы та произвела שרץ шерец, то есть, в частности, рыб, живущих в косяках, населил небо птицами, летающими вдоль небесной тверди, а также создал больших морских чудовищ (в синодальном переводе - больших рыб), с одним из которых сражался вавилонский бог Мардук в альтернативном варианте сотворения мира (Энума Элиш). На следующий день из земли выросли скот, ползающие существа и дикие звери. Вот, собственно, и вся древняя зоология. Автор первой главы Бытия делит живность всего на три категории. К первой относятся обитатели воды, среди которых есть шерец - стайные рыбы. Вторая категория - это обитатели суши, то есть скот, дикие звери и ползающие по земле. Третья категория - это крылатые обитатели неба. Обратим внимание, что в этой классификации нет места летающему шерец, то есть летающим в стаях насекомым, таким как, например, саранча. Шерец Бог на небе не создавал.
Скверно. Древрееврейское слово שקץ шекец имеет отношение к понятию о ритуальной нечистоте. Жреческий Кодекс выделяет четыре категории вещей: сакральные (קדש кодеш), мирские, или профанные (חל холь), ритуально нечистые (טמא таме) и ритуально чистые (תהור тагор). Один из необходимых навыков израильского жреца - умение "отделять сакральное от профанного и ритуально нечистое от ритуально чистого" (Лев. 10:10). Отсутствие этого умения Иезикииль вменяет в вину израильским жрецам (Иез. 22:26), видя в этом причину трагедии, произошедшей с израильтянами: разрушение Храма и вавилонский плен. Четыре перечисленные категории сгруппированы в 2 пары противоположностей: сакральное противоположно профанному, а ритуально чистое - ритуально нечистому. Передаваться и иметь источник может только одна категория в паре - сакральность и ритуальная нечистота. Другими словами, профанность - это отсутствие сакральности, а ритуальная чистота - это отсутствие ритуальное нечистоты. Объект, место или человек может обладать одним свойством из каждой пары, то есть быть профанным и ритуально чистым, профанным и ритуально нечистым, сакральным и ритуально чистым, сакральным и ритуально нечистым. Последнее из этих состояний недопустимо. Если произошло ритуальное загрязнение сакральной сферы, то необходимо провести очищение с помощью специального ритуала, включающего принесение жертвы. Кровь такой жертвы служит моющим средством: ею обмазывают рога жертвенника и ее капают на занавес, отделяющий Святая Святых храма (Лев. 4). Контакт ритуально нечистого с сакральным запрещен: например, женщина находясь некоторое время после родов в состоянии ритуальной нечистоты, не может посещать храм.
Очевидно, что источник сакрального - это божество, но откуда возникает ритуальная нечистота в израильском культе? Это понятие берет свое начало в политеистических культурах, где ее источником являются вредные, злые божества - демоны, проявляющиеся, например в болезнях или смерти. Чтобы обеспечить себе безопасную жизнь, древние жители Ближнего Востока строили храмы, в которых поселялось доброе божество. Этому божеству поклонялись, кормили его жертвами, сжиганием благовоний обеспечивали ему хорошее настроение, получая взамен его защиту от природных бедствий, болезней и соседних народов. Однако, божество также требовало защиты - от демонов. Основная опасность, таящаяся в демонах - их способность изгнать доброе божество из места его обитания - храма. В этом случае народ обречен на смерть от засухи, нападения врагов или любого другого бедствия, от которого их больше не защитит изгнанное демонами божество. Поэтому главная задача древней культовой системы - не допустить проникновения объектов, зараженных демоническими силами в сакральную сферу, в которой обитает божество.
В израильской культовой системе, такой как мы ее видим в книге Левит, нет демонов - система полностью монотеистична (за исключением демона Азазеля, к которому оправляют на козле грехи народа в День Искупления). Израильские жрецы смогли изгнать демонов из культа и построить религию всего на одном боге, однако не смогли избавиться от ритуальной нечистоты, которая прочно укоренилась в сознании древних жителей Палестины. Место демонов, как источников ритуальной нечистоты, оказалось с такой системе пустым, и его заполнили сами люди. Ритуальную нечистоту распространяли трупы, женщины при менструации, мужчины после семяизвержении и носители загадочной болезни צרעת цараат (проказа в синодальном переводе). Кроме того, ритуальные загрязнения происходили при совершении культовых преступлений - убийств, супружеской неверности, поклонения другим богам и осквернения священных объектов.
Еще один вид ритуального загрязнения связан с мертвыми животными. Жреческий Кодекс выделяет большую группу живых существ, которые загрязняют человека как при их поедании, так и при касании. К этой группе относятся наземные животные, не имеющие раздвоенных копыт или не жующие жвачку, животные, обладающие этими признаками, но зарезанные неправильно. К этому классу также относятся знаменитые свинья, заяц, даман, верблюд, и некоторые виды небольших животных, например, крот или мышь, и другие. Другой класс животных передает ритуальное загрязнение только при их поедании, но не при касании и называется шекец. К этому классу относятся водные животные, не имеющие плавников или чешуи и наши летающие четвероногие.
Четыре ноги. Количество ног у летающих насекомых вызывает удивление не только у современных читателей книги Левит, знакомых со школьным курсом зоологии. Масореты - иудейские филологи периода раннего средневековья - также задумались над этим вопросом. В древнееврейском языке кроме обычных для нас форм имен - единственного и множественного числа, существует еще двойственная форма. Слово "ноги" רגלם, записанное консонантным текстом, может быть прочитано как во множественном числе - регалим - "ноги", так и в двойственном - реглаим, то есть пара ног. Масореты, добавившие огласовки к древнееврейскому консонантному тексту, очевидно, знали, что крылатых существ в четырьмя ногами не бывает и предпочли второй вариант. Поэтому в современном масоретском тексте Бог запрещает прикасаться к крылатым с четырьмя парами ног, то к есть восьминогим летающим существам. Таковых, к сожалению, в природе нет, но идея была воспринята современными учеными библеистами. E. Fink в 1912 году предложил считать не только ноги, но и усы насекомых - тогда получается именно восемь конечностей. К сожалению, эта гипотеза никак не проливает свет на стих 20, где сказано "ходящие на четырех". Интересно решил вопрос о четвероногом крылатом шерец отец современной гебраистики Фридрих Гезениус - он считал, что крылатый шерец - это летучие мыши, которые действительно могут передвигаться на четырех конечностях, две из которых - сложенные крылья. Современные комментаторы предпочитают видеть в этой фразе указание не на точное число ног, а на способ передвижения животного - "передвигающиеся на четвереньках", то есть передвигающиеся как четвероногие, в отличие от, например, птиц, которые передвигаются по земле "стоя" на двух ногах.
Давайте задумаемся, что стоит в основе древнееврейской классификации животных на группы. В Библии животных делят на такие группы: съедобные без последствий, ритуально загрязняющие при съедании, и загрязняющие при касании к трупу. Наиболее влиятельной работой в разрешении этого вопроса стала книга антрополога Mary Douglas "Purity and Danger - an analysis of concepts of pollution and taboo" (1966 г). Douglas предположила, что основой деления животных на "правильных" и "неправильных" является способ их передвижения. Как мы уже знаем, древнееврейская "зоология" делит животных на обитателей неба, воды и суши. "Правильные" обитатели неба летают с помощью крыльев и передвигаются по земле на двух ногах. "Правильные" обитатели суши ходят в горизонтальном положении на четырех ногах, а "правильные" обитатели воды плавают с помощью плавников. Конечно, эта система не объясняет все тонкости древнееврейской концепции ритуальной чистоты, однако может помочь разрешить парадокс с четырьмя ногами.
Конечно, автор Лев. 11 не был ученым и в его задачи не входило описание всех видов животных. Прежде всего его интересовали только те виды, которые употреблялись в пищу. Единственным видом съедобного и летающего шерец на Ближнем Востоке была саранча. Именно о саранче и только о саранче в ее разных видах говорит автор Лев. 11 в стихах 20-23: "Всякий крылатый шерец, ходящий на четырех - шекец для вас. Однако, из всякого крылатого шерец, ходящего на четырех, того, кто имеет лапки, расположенные выше ног, и которыми он прыгает по земле, ешьте. Среди них ешьте вышеперечисленных: арбе и его виды, салам и его виды, харгол и его виды и хагав и его виды. А всякий крылатый шерец, у которого четыре ноги - шекец для вас." Кто такие арбе, салам, харгол и хагав - мы точно не знаем. Может, это разные виды саранчи, или разные названия одного вида в различные периоды его жизни.
Однако, вопрос с четырьмя ногами остался открытым, потому что ног у саранчи - шесть. Чем является саранча для древнего "зоолога"? С одной стороны, это житель неба, потому что имеет крылья и умеет летать, с другой стороны - это обитатель земли, передвигающийся в горизонтальном положении. Древний автор книги Левит воспринимал саранчу как гибрид, получившийся сложением птицы, правильного обитателя неба, и четвероногого - правильного обитателя земли. Крылья и две задние лапки саранчи, с такими же как у птицы направленными назад коленями - это птичья компонента гибрида, а передние четыре лапы - это компонента гибрида, которая ему досталась от четвероногих. Именно поэтому автор и говорил о том, что саранча "ходит на четырех" подобно коровам и остальным четвероногим. Двумя другими лапами она передвигается подобно птице - ходит и прыгает. Именно так понимали анатомию саранчи создатели Мишны - постбиблейского свода иудейских законов. Среди списка чистых животных о саранче говорится так: "имеющая четыре ноги, четыре крыла, две лапки, и крылья которой покрывают большую часть тела. Р. Йосе говорит - и имя которой - саранча" (Хулин 3:7).
А почему, собственно, саранча - это шекец? Здесь стоит задуматься от том, откуда взялся подобный гибрид согласно представлениям древних. Как было замечено ранее, Бог такого не создавал. Шерец после сотворения мира был в воде, на суше, но не в небе. Ответ на этот вопрос есть в другом тексте, авторство которого также принадлежит к израильским жрецам. Причина Потопа по версии Жреческого Кодекса (Быт. 6:12) следующая: "Посмотрел Бог на землю, и видит - она испорчена, потому что поведение всего живого на земле испортилось." Все живое перешагнуло через дозволенные рамки, виды смешались, запрещенные связи породили монстров и гибридов, один из которых стал саранчой. В стремлении быть сакральным народом израильтяне должны остерегаться смешанных, нечистых видов, вот поэтому саранча и попала в шекец - список опасных загрязнителей, способных передавать ритуальную нечистоту при поедании.
Однако каким серьезным не было бы теологическое основание, запрещающее есть саранчу, ее все же ели, потому что она представляла собой ценный источник белка, особенно в засушливые годы или в пустыне. Поэтому закон пришлось менять. В следующей редакции Жреческого Кодекса к словам "Всякий крылатый шерец, ходящий на четырех - шекец для вас" дописали - "однако..." и затем добавили слова, полностью аннулирующие запрет, снабдив новый закон списком наиболее популярных видов саранчи. Однако в альтернативном кодексе законов - во Второзаконии - запрет на крылатый шерец не имеет никаких исключений: "Всякий крылатый шерец нечист для вас, не ешьте его" (Втор. 14:19).
Интересно, что идея о гибридности саранчи находит свое подтверждение в поздней традиции. В одном из сцен Апокалипсиса евангелист Иоанн видит как "из дыма на землю вышла саранча... Саранча та выглядела как боевые кони, снаряженные в бой. На головах у нее как бы золотые венцы. У нее были человеческие лица и длинные волосы, словно у женщин, а зубы, как львиные клыки." На подобном существе - Бураке (изображен на иллюстрации) - согласно исламской традиции Мухаммед совершил восхождение на небеса, а Авраам путешествовал из Палестины в Мекку, чтобы навестить своего сына Измаила.

8 комментариев:

  1. Пара очепяток:

    1. Азазель (вместо Азалель)

    2. ритуально нечистые (טמא таме) и ритуально чистые (תהור тагор)

    Спасибо за интересный блог. Успехов.

    ОтветитьУдалить
  2. Исправил, спасибо!

    Кстати, не только я ошибся в слове "Азазель". Автор Храмового Свитка, найденного в Кумране написал עזזאל вместо עזאזל. Хотя, может быть, кумранская орфография как раз ближе к оригинальной, и отражает этимологию "злое божество".

    ОтветитьУдалить
  3. Офигенная статья. А мы тоже в детстве с сестрой угорали, че это за крылатые пресмыкающиеся, птеродактели что ли? Оказывается, косяк перевода.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо!

    Недавно мое внимание обратили на действительно существующих в природе крылатых пресмыкающихся. Это вид азиатских древесных ящериц.

    К нашим "шерец га оф" они, конечно, отношения не имеют.

    ОтветитьУдалить
  5. Нашел опечатку:
    знакомых со школьным курсКом зоологии

    ОтветитьУдалить
  6. >Кстати, не только я ошибся в слове "Азазель". Автор Храмового Свитка, найденного в Кумране написал עזזאל вместо עזאזל. Хотя, может быть, кумранская орфография как раз ближе к оригинальной, и отражает этимологию "злое божество".

    Конечно ближе, сохранено больше архаики, как например в самаритянском Пятикнижии.

    ОтветитьУдалить
  7. Так и не понял, что это за четвероногие крылатые существа, ведь саранчу в Левит есть разрешалось. Прошу поясните коротко.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это летающие насекомые, например, пчелы. Среди них те, что прыгают на сложенных вдвое задних ногах, съедобны.

      Удалить