воскресенье, 29 июля 2012 г.

Культ тельцов в древнем Израиле

Основное свидетельство культа тельцов в древнем Израиле - это Еврейская Библия. Сразу нужно сказать, что "телец", о котором упоминает текст (עגל), это не теленок, а взрослый молодой бык. Самое известное упоминание о тельце - Исх. 32. Отчаявшись дождаться возвращения Моисея с горы Синай, народ собирается и просит Аарона сделать им бога, которому можно поклонятся. Аарон приказывает собрать золото и из собранного золота делает тельца. Моисей, возвратившись, уничтожает идола и приказывает левитам убить виновных. Эта история в несколько другой форме повторяется в Втор. 9:13-21.

Третье упоминание о золотом тельце в 1 Царств 12:28 - царь Израиля Йеровоам приказывает сделать тельцов и установить в Дане и Бет-Эле потому что "хватит вам ходить в Иерусалим, вот твои боги, Израиль, которые вывели тебя из Египта". Та же самая формулировка есть и в Исх 32, причем "боги" там тоже во множественном числе, несмотря на то, что у горы Синай был изготовлен только один телец. Сходство Исх. 32 и 1 Цар. 12:28, конечно, открывает возможности для многочисленных спекуляций. Многие ученые (например, М. Нот) считали, что эпизод с золотым тельцом придуман девтерономическим редактором для того, чтобы опорочить культ Йеровоама, который когда-то установил таких тельцов в Дане и Бет-Эле. У.Касутто среди множества других ученых говорил о некой древней истории из синайской традиции, которую автор представил так, чтобы сделать очевидной параллель с северным культом. Третье предположение (Aberbach, Smolar) - речь идет о легитимном древнем культе, использующем статуи быков для поклонения Йахве и установленном, по преданию, еще Аароном. Этот культ на законных основаниях поддерживал Йеровоам, культовые центры которого пользовались авторитетом древних храмов, и жрецы которого вели свою родословную от самого Аарона. Жрецы иерусалимского храма - цадокиты, с другой стороны, не могли противопоставить северным коллегам ни древность своего храма, ни свою родословную, и, почувствовав угрозу для своего культа, вставили в синайскую традицию историю с Золотым Тельцом, основанную на событиях правления Йеровоама, чтобы показать, что и Моисей, и сам Бог Израиля выступали против северного культа.

Последнее существенное упоминание о культе тельца находится в Книге пророка Осии, где речь идет об изготовлении литых статуй из золота и серебра и принесении им жертвоприношений. Как понятно из 13:2, эти статуи имеют форму быков.

Вопрос, на который нельзя дать окончательного ответа - что представляли собой такие статуи, то есть, как их делали. Имели ли они деревянную ( или какую либо другую ) основу и были сверху покрыты слоем золота или серебра, или эти были литые статуи? Проблема заключается в понимании Исх. 32:4, где Аарон "берет" золото, которое ему принесли люди, и его "ваййацар" (расплющивает, если имеется в виду корень צרר, или гнет, сжимает, если корень צור) инструментом "херет", то есть стилосом, инструментом для письма или для зачистки или обработки поверхностей. Затем он "делает его" (золото?) "литым тельцом". Слово "литой" masseka может происходит от корня נסך - лить или, что менее вероятно, от другого значения этого слова - "ткать". В последнем случае идол, о котором идет речь, - не литой, а покрытый золотом, или сверху обмазанный маслом в знак освящения. Однако, такое понимание противоречит 24 стиху, где говорится о том, что золото было брошено в огонь. Мое мнение - автор этого текста плохо представлял себе, как делали статуи, поэтому рассказ получился такой непонятный.


Другой интересный момент - разрушение идола. Моисей сжигает его в огне, размельчает в пыль, рассеивает над водой и заставляет израильтян эту воду пить. Вряд ли такую процедуру можно проделать с литой золотой статуей, однако с золоченным деревом - запросто. Скорее всего здесь автор не собирался рассказывать, как технически уничтожить золотой объект, а, скорее, использовал мифологические мотивы.

Процедура сжигания, размельчения и рассеивания может вызывать недоумение у тех, кто не знаком с угаритской литературой. В одном мифе из цикла о Ваале, Мот, ненасытный бог смерти, проглатывает героя. В отместку, богиня Анат уничтожает Мота способом, похожим на то, как Моисей уничтожил золотого тельца: "Она схватила его, рассекла мечом, пропустила через решето, сожгла огнем, камнями размолола и в поле рассеяла". В угаритском мифе мы находим ту же самую комбинацию сжигания, размельчения и рассеивания, хотя и в другой последовательности. Далее в угаритском мифе останки Мота съедает птица, так же как останки золотого тельца выпивают израильтяне. Позже, когда Мот восстанавливается, он вспоминает: "Я был рассеян в море", также как и золотой телец был рассеян над водой. Мы знаем, что в истории о золотом тельце, израильтяне считали изваяние своим богом. Странная комбинация сжигания, размельчения и рассеивания теперь обретает вполне понятный смысл: как мы узнали из угаритского мифа, это был стандартный способ уничтожить божество. Древнееврейская аудитория, слушая рассказ о разрушении золотого тельца, понимала, что речь идет об уничтожении божества, а нам знание угаритских источников помогло ближе подойти к пониманию библейского текста.

Библия и Угарит


И, наконец, самый интересный вопрос. Кого, или что, собственно, олицетворяет собой этот телец? Предположения на этот счет есть самые разные. Sasson, например, считает, что телец - это сам Моисей. Основаниями такой гипотезы является то, что тельца построили как раз из-за отсутствия самого Моисея, а так же то, что именно Моисей "вывел нас из Египта" (Исх. 32:1). Кроме того, рога Моисея в Исх. 34:29-30 тоже могут служит аргументом "за".

Другая возможность - телец - это сам Йахве. Йахве часто называется abbir ("мощь", см. напр. Быт. 49:24) - словом-омографом אביר - бык. Возможно, масореты умышленно изменили abir на abbir, добавив дагеш, чтобы скрыть ассоциацию Йахве с быком. Более того, контекст Исх. 34 и 1 Царств 12:28 подразумевает, что бык - это символ именно Йахве. Разновидностью этой гипотезы является предположение, что телец - это место, на котором сидит или стоит Йахве (Eissfeldt). В иконографии древнего ближнего востока боги часто стоят на животных, включая быков. Сам Йахве тоже изображается в псалме 18 летящим на херувиме - композитном животном, скорее всего, крылатом быке. Также Йахве восседает на крышке Ковчега, где изображены херувимы.

Телец также мог представлять другого бога, например Эла или Баала. Оба божества представлены как быки в угаритских текстах. Еще одна возможность - лунный бог Син, часто ассоциирующийся в шумерской и аккадской традиции с быком, видимо, из-за внешнего сходства рогов с серпом луны. Археологические свидетельства поздней бронзы из Хацора (сидящая фигура с лунным серпом на груди и стела с лунным символом, на иллюстрации справа) подтверждают распространение лунного культа в Палестине бронзового века.

Продолжая тему археологических свидетельств, нельзя не упомянуть о фигурках быков, найденных в Библе, Угарите, Хацоре, Телль Халафе и Керкемише. Большинство из относятся ко 2 в до н.э., возможно некоторые относятся к поздней бронзе. Однако, одна находка определенно относится к железному веку - это фигурка быка, найденная Амихаем Мазаром при раскопках культового сооружения рядом с Силомом в Палестине.



Этот бронзовый бык высотой 13 см, изготовлен формованием. В начале была сделана восковая фигурка, затем воск был покрыт глиной. После высыхания глины в ней были сделаны несколько отверстий в эти отверстия была залита бронза, которая, расплавив воск, вытеснила его наружу. Ноги были вылиты отдельно и загнуты поверх туловища. В высверленных отверстиях для глаз когда-то были стекла или полудрагоценные камни. Мужские органы быка, в отличие от остальных деталей, очерчены подробно, что указывает на то, что бык выполнял функции символа плодородия.

Эта находка позволяет сделать вывод, что традиция поклонения статуе быка действительно существовала в древнем Израиле, и была знакома библейским авторам, которые, очевидно, испытывали к ней сильнейшую антипатию. Причина этой антипатии, однако не совсем ясна. То ли дело в том, что бык изображал чуждое божество, то ли в том, что они были противниками любого изображения Йахве, то ли дело просто в конкуренции разных жреческих групп.

Источники:
Anchor Bible Dictionary "Golden Calf",
Word Biblical Commentary "Exodus", "Hosea - Jonah",
A.Mazar "Bronze Bull Found in Israelite High Place from the Time of the Judges" BAR 09:95 (1983).
Moses Aberbach and Leivy Smolar "Aaron, Jeroboam, and the Golden Calves", JBL 86.1 (1967)

9 комментариев:

  1. Сдедует отметить, что в древнем Израиле и Иудее стада коров и быков были довольно редки, так как засушливый климат и скромные пастбища не позволяли прокормить много крупного рогатого скота. Поэтому древние израильтяне содержали в основном стада коз и овец.

    Не исключено, что большие упитанные быки вызивали у израильтян восхищение своей силой и мощью. Так библейские авторы не раз с восхищением упоминают быков с Башана, области к востоку от Галилейского моря, где были обширные пастбища.

    Поэтому обожествление быков, а также ассоциация различных божест (в т.ч. и Яхве) с этими мощными жывотными, вероятно, было распространенной практикой. И эхо такого обожествления ощущается даже в библейских историях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >Сдедует отметить, что в древнем Израиле и Иудее стада коров и быков были довольно редки, так как засушливый климат и скромные пастбища не позволяли прокормить много крупного рогатого скота. Поэтому древние израильтяне содержали в основном стада коз и овец.
      Не исключено, что большие упитанные быки вызивали у израильтян восхищение своей силой и мощью.

      Вы правы, не зря же бычий рог - символ могущества, силы (очень часто встречается в Библии, так в пророческих видениях Даниила рога - символ могущественных империй). Рогами украшен жертвенник в скинии. С быками сравнивали царей ("крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли" - это об Иосифе, Втор 33:17).

      Добавлю, что бык, по сравнению с мелким скотом, обладает одной ключевой для земледельца функцией - на нем можно пахать. Вероятно именно поэтому бык стал обожествлятся, и стал символом богов плодородия. В некоторых мифах бык (или корова) вообще выступает как творец мира.

      Бык в мифологии http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/1921/%D0%91%D0%AB%D0%9A

      Удалить
  2. Для специалистов, вероятно, ничего нового, но просто интересующимся, может быть будет любопытно почитать размышления проф. Андрея Зубова об образе быка в древних религиозных культурах: http://www.litmir.net/br/?b=132089&p=32

    ОтветитьУдалить
  3. Бык [евр., shohr (Исход 21:28), par (Исх. 29:10), ba-qar' (3 Цар. 7:25), 'aghalim' (Aм. 6:4), re'em (Чс.23:22); Арамейский, tohr (Дан. 5:21); Греч., tau'ros (Матф.22:4), bous (1 Кор. 9:9), мо'skhos (Лк. 15:23)]

    Телец [евр., 'e'ghel].

    Телец (или бык) занимал важное место в религиях языческих народов. Ему служили и поклонялись. В Вавилоне бык - символ Мардука ("главного" бога). В Египте быки считались инкарнацией бога - Аписа в Мемфисе и Мневиса (Mnevis) в Гелиополисе. Бык - важнейший знак зодиака в астрологии. Первое упоминание об идолопоклонстве в Библии связано именно с тельцом.

    После исхода из Египта евреи, действительно, впали в идолопоклонство ( под влиянием окружающих их народов), что уже было запрещено Законом к тому времени - Исх. 20:4,5 "не делай себе кумира и не поклоняйся...",
    срав. с Исх. 32:8 : "Скоро они уклонились от пути, который Я заповедал им..."
    То есть ни в каком виде идолопоклонство неприемлемо для Иеговы (пусть и с "хорошими" намерениями, с устроением праздника "для Иеговы", когда евреи пели, пили, ели, танцевали и веселились, а телец "всего лишь" представлял Иегову.). Телец, которого они сделали, не обчзательно был из чистого золота, это Вы правильно заметили. И Исаия говорит в Ис. 40:19, что тельца "покрыли золотом".

    А вот приношение быка (быков) в жертву Иегове было приемлемо. Бык - самый дорогой, большой и ценный :) (Исх. 29, Лев. 22:27, Чис. 7, 1 Паралип. 29:21). Бык приносился в жертву, если согрешал первосвященник или целое собрание.

    Приношение в жертву тельца было прообразом будущей жертвы Мессии - Иисуса Христа (это для христиан, Евр. 9:12-14).

    К работающему быку отношение было гуманным. Кража быка серьезно наказывалась.

    Публичное свидетельствование и прославление Бога Иеговы в любое время сравнивается с плодом уст, угодным приношением Богу, лучше приношения быков (Псалом 68:31, 32; Осия 14:3; Евр. 13:15).

    Бык - символ власти и силы. У Соломона перед литым озером стояли 12 быков. Иезекииль в видении усмотрел 4 создания, сопровождающие колесницу (трон) Бога, у одного из которых - лицо быка ( Иез. 1:10). Апостол Иоанн также видит четырех созданий, лицо одного из них - лицо быка (или морда :) - Откр. 4:6,7. То есть бык - символ абсолютной власти и силы Бога Иеговы - Иса. 40:26, Псалмы и проч.

    Кроме этого, в Писаниях бык является символом врагов Иеговы, с которыми Он однажды покончит (Иса. 34:7,8; Иез. 39:18 и проч.), как Он делал это раньше с идолопоклонниками.
    Бог собирает тех, кто поклоняется Ему "в духе и истине" - Иоан.4:24.

    ОтветитьУдалить
  4. Не столько по поводу культа самого по себе тельца, сколько о связанной с ним истории разбивания скрижалей завета. Поскольку попытка ответить в форумной теме:
    http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=597906.0
    естественно, провалилась (ответ затёрт модератором), пишу здесь:

    Запутанная история со скрижалями имеет следующую подоплёку. В первоначальной версии ещё не священной книги заповедей было 7 и они даровались однократно без эксцессов. Это были "этические" заповеди, в которых не было "ритуальных": второй, третьей, четвёртой ("не сотвори кумира", "не божись всуе", "не работай по субботам"). Три ритуальных заповеди позже внедрило иудейское жречество, "разбив" первые (семизаповедные) скрижали, взамен которых Господь выпмсал не тождественный дубликат, а дополненный тремя "культовыми" записями. Поводом для разбития и модернизации скрижалей явилось несовершенство старых - в них не был прописан мерзостный грех идолопоклонства. Моисей (не предупреждённый Богом, который в ранней версии и сам не знал) неожиданно столкнулся с этим мерзостным грехом и понял, что старые скрижали никуда не годятся - сам Господь уничтожил бы их на его месте.
    Помимо идолопоклонства в отсутствие Моисея были совершены ещё два мерзких греха: собирание дров в субботу (Числа, глава 15) и богохульство (Левит, глава 19). Эти три греха: идолопоклонство, преступное употребление имени Бога и несоблюдение суббот и были добавлены в новый комплект скрижалей, из-за чего число заповедей увеличилось с 7 до 10. Подробности в моей статейке:
    http://www.proza.ru/2014/02/12/1198

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виноват, казнь богохульника не в 19-й, а в 24-й главе книги Левит

      Удалить
  5. В эпизоде о золотом тельце имеются две нелепости. Первая - о нём говорят как о богах (во множественном числе). Вторая - телец ни из какого Египта никого не выводил. На самом деле сам по себе телец абсолютно ни при чём. Он - лишь прикрытие более ранней истории - поздний заменитель пары идолов: Яхве и Ашеры.

    Первую версию Торы написал "Элохист" - самарийский жрец в эпоху раннего послеплена. Иерусалим ещё лежал в руинах, вавилонские пленники ещё (централизовано массово) не вернулись. Центром иудаизма была Самария, но там поклонялись не единому богу Яхве, а паре Яхве+Ашера, которую Элохист называл "элохим".

    В "Торе" Элохиста творение Мира и прочие дела Яхве и Ашера за редкими исключениями делали совместно, тогда их именовали просто элохим. Но в некоторых эпизодах боги действовали индивидуально. Тогда их называли "элохим Яхве" или "элохим Ашера".

    Элохист не успел дописать своё произведение, вероятно скончался перед самым концом. Допотопный фрагмент остался в черновом варианте - сумбурным и не очень понятным.Переписчики записали всё набело и на этом дело заглохло. Инициатор умер, а консервативное руководство, не видевшее в книге перспективы положило творение на полку.

    Через некоторое время из вавилонского пленения вернулась сплочённая группировка фанатичных иудаистов-монотеистов новой формации, поддерживаемая центральным правительством. Чаша весов явно клонилась на их сторону. И наследники книги решили, что перспективнее перейти на службу к новым хозяевам. Возможно, что под давлением переселенцев сменилось самарийское руководство (либо сменило ориентацию). Так или иначе, книга Элохиста попала к монотеистическим яхвистам, которые отредактировали и дописали её на свой манер.

    ОтветитьУдалить
  6. Какие главные изменения произошли в книге?
    Во первых, Элохим стал трактоваться не как пара богов, а как синоним имени Яхве (дескать Яхве скрывал истинное имя и сообщил его лишь Моисею). Ашеру "зарубили", переписав эпизоды, где фигурировала она одна на Яхве или вычеркнув их.
    Во вторых, попринизили роль колен Манассии и Ефрема 9склеили Иакова и Израиля в единый персонаж, Иосиф простил, а не определил в рабство, колена "братьев"-злодеев. Моисей вывел из рабства все 12 колен. Моисей получал обе скрижали в одиночку из рук одного бога (ранее моисей и Иисус получали каждый по скрижали из рук пары богов для праведных Иаковитов и грешных Израилитов).Иисус Навин был сделан лишь учеником Моисея и отодвинут на поколение сорокалетним блужданием по пустыне.

    ОтветитьУдалить
  7. Старые элохистские скрижали были с 7 заповедями. Заповеди об идолопоклонстве в них заведомо не было, поскольку самарийские яхвисты-ашеристы были сами идолопоклонниками - делали изображения своим богам. Иерусалимское жречество решило ударить по сектантам, вписав в скрижали статью об идолопоклонстве, а заодно о субботах и преступном употреблении божьего имени. Вот и был придуман эпизод с тельцом, только не с тельцом, а с изготовлением идолов Ашеры и Яхве. На первых порах такой вариант имел положительную функцию - бил по еретикам-идолопоклонникам, утверждавшим, что из Египта евреев выводила пара богов, а не один Яхве.

    Но когда оппозиционерыры были начисто разгромлены, такой вариант стал нежелательным - молодёжь задавала лишние вопросы "А кто такая Ашера?". Пара богов была заменена одним тельцом, но осталась предательская фраза "Вот боги твои Израиль, которые вывели тебя из Египта".

    ОтветитьУдалить